Термин «правоохранительные органы» в российской юридической литературе относительно часто стал употребляться сравнительно недавно.
Специальные научные исследования по проблемам понятия, классификации правоохранительных органов, их взаимодействия с другими органами государства появились только в начале 80-х гг., хотя о правоохранительной деятельности заговорили чуть раньше ‑ в конце 50-х-начале 60-х гг. прошлого века.
Часто данный термин употребляется наряду с другими, связанными с ним словосочетаниями: «правоохранительная деятельность», «деятельность правоохранительных органов», «система правоохранительных органов», «правоохранительная система» и др. Например, А.Г. Братко прослеживает следующую цепочку: «правоохранительная система» ‑ «система правоохранительных органов» ‑ «деятельность правоохранительных органов» ‑ «правоохранительные органы». По его мнению, критериями отнесения какого-либо органа государства к правоохранительным выступают осуществление правоохранительной деятельности и возможность применения государственного принуждения.
Признавая за правоохранительными органами право применения мер государственного принуждения, В.И. Гойман предлагает следующую их структуру: судебные органы, органы прокурорского надзора и контроля, внутренних дел, Комитет государственной безопасности.
В.Л. Зеленько, соотнося правоохранительные органы с правоохранительной деятельностью, отмечает, что « .правоохранительная деятельность не тождественна правовому принуждению. Поэтому существуют такие правоохранительные органы, которые вообще не применяют государственного принуждения (конституционный суд, нотариат). Не применяют государственного принуждения общественные организации с правоохранительной функцией (адвокатура)». Наоборот, именно с возможностью принуждения связывает понятие правоохранительных органов Ю.П. Соловей: « .своим объединением под таким наименованием они обязаны имеющейся у них возможности действовать методом принуждения. Это органы принудительного поддержания правопорядка».
Иной критерий отнесения какого-либо органа к числу правоохранительных можно найти у О.Е. Зверева и В.Г. Храбскова, которые, анализируя юридическую суть таможенных органов, отмечают, что « .столь сильный крен в сторону признания таможни правоохранительным органом вызван тем, что по новому законодательству одной из функций таможни стали ее действия как органа дознания, что действительно сближает ее с чисто правоохранительными органами в традиционном понимании этого слова».
Таким образом, существующая доктринальная трактовка правовой природы правоохранительных органов, не предлагая сколько-нибудь обоснованной и строгой системы критериев, позволяет относить к числу последних исключительно широкий и аморфный спектр государственных и негосударственных структур.
Что же подразумевает под понятием «правоохранительные органы» законодатель, какие органы он включает в систему правоохранительных, отражены ли в законе критерии отнесения тех или иных органов к правоохранительным? Как будет видно ниже, и у законодателя нет на этот счет определенного мнения.
Впервые термин «правоохранительные органы» был употреблен в Законе СССР от 30 ноября 1979 г. «О прокуратуре СССР», в ст. 3 которого устанавливалось, что «Прокуратура СССР в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям: . координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями».
Конституция Российской Федерации упоминает о правоохранительных органах, говоря об их кадрах. Она не дает этому термину определения, хотя косвенно можно понять, что, по крайней мере, судебные органы, адвокатуру и нотариат Конституция не относит к числу правоохранительных органов (п. «л» ч. 1 ст. 72). Кстати, упоминание о правоохранительных органах в Основном законе страны придает данному термину статус конституционного, что, безусловно, требует от юридической науки и законодателя разработки и дефиниции данного понятия.
Установление неправильности записей актов гражданского
состояния
Рождение, смерть, заключение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства (материнства), перемена имени, отчества, фамилии подлежат регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Регистрация актов гражданского состояния производится отделами записи актов гражданского состояни ...
Наказание в философском и в правовом понимании
Наказание — вид негативной санкции, применяемой в случае нарушения принятых установлений (правил, законов) и заключающейся в ограничении возможностей и понижении социального статуса (лишение прав, имущества, свободы) виновного в этом. Исключительной юридической мерой наказания является смертная каз ...
Самопровозглашение
Самопровозглашение является тем наиболее первичным властным актом, посредством которого устанавливается существование верховных официальных носителей государственной власти. Так самопровозглашает себя главой государства отдельный человек, явившийся родоначальником вновь возникшей монархии. Так с ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).