После переименования государственного земельного контроля в государственный земельный надзор возникает вопрос о соотношении понятий "контроль" и "надзор" и самой целесообразности подобной реформы. По вопросу о соотношении понятий "контроль" и "надзор" в законодательстве и научной литературе есть различные точки зрения. Так, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" не различают данные категории. По мнению А. Шафранова, надзор (в широком смысле) является формой реализации контрольной функции в рамках государственного управления. При рассмотрении контроля в узком смысле как деятельности государственных органов часто возникает смешение понятий "контроль" и "надзор".
В.П. Беляев отмечал, что сущность контроля заключается в проверке соответствия результатов заданным параметрам, его целям, а содержание - в том, что уполномоченные органы и лица в рамках своей компетенции выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных объектов нормативным предписаниям и нормативно-правовым актам, поставленным перед ними задачам; анализируют результаты воздействия субъектов управления на управляемые объекты, степень отклонения от поставленных целей, запланированных способов и результатов и непосредственно принимают меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных. В свою очередь, надзор - это автономная форма юридической деятельности управомоченных субъектов, заключающаяся в совершении ими в соответствии со своей компетенцией юридически значимых действий по разрешению на поднадзорных объектах в строгом соответствии с законом конкретных юридических дел, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением законов государственными органами и должностными лицами в целях обеспечения и укрепления законности и правопорядка, предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения прав и свобод граждан и т.д
С данной позицией следует в целом согласиться. Надзор и контроль - это принципиально разные функции органов государства, перед которыми стоят совершенно разные цели и задачи. Мы видим такое соотношение контроля и надзора. У контроля и надзора как функций государственного управления общие цели и задачи, и оба они являются самостоятельными формами юридической деятельности, нацелены на обеспечение законности и правопорядка. Между ними есть и различия. При этом нельзя согласиться, что "надзор всегда имеет своим предметом законность, в то время как контроль - не только законность, но и целесообразность". Аморфное понимание последнего есть стимул для развития коррупции, с чем следует бороться.
На наш взгляд, контроль можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле контролем занимаются государственные и муниципальные органы исполнительной власти, парламент, уполномоченный по правам человека, общественные объединения (общественный контроль) и хозяйствующие субъекты (производственный контроль). Можно говорить и о контроле международных органов за соблюдением российской стороной положений ратифицированных международных договоров. В узком смысле контролем занимаются только органы исполнительной власти. В свою очередь, надзором должны заниматься только органы прокуратуры.
Представляется необходимым вернуть в ЗК РФ прежнее понимание государственного земельного контроля, а не надзора. Кроме того, необходимо осуществление следующих мероприятий, направленных на повышение эффективности государственного земельного надзора и контроля:
а) в целях улучшения организации государственного земельного контроля необходимы разработка и внедрение во всех регионах автоматизированной информационной системы "Государственный земельный контроль";
Становление государственной и муниципальной службы в России и ее современное
состояние
Россия имеет многовековую традицию развития государственного и местного управления. В истории страны государство и государственное управление всегда играли в значительной степени самостоятельную, а иногда и решающую роль. Понятие государственной службы стало складываться в эпоху просвещённого абсол ...
Современное состояние и
перспективы развития судебной экспертизы
Судебная экспертиза является одним из наиболее эффективных познавательных средств в уголовном процессе и основным каналом внедрения в сферу уголовного судопроизводства новейших достижений науки и техники. Можно утверждать, что современный правоприменительный процесс во всем многообразии его отрасле ...
Структура государства, обеспечивающая выполнение функций
Особую проблему представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства, который имеет несколько аспектов. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций - большинство вопросов решается в центре. В условиях фед ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).