Ю.И. Мельников, фактически уравнивая представления о процедуре и процессе, писал о том, что поскольку «процесс» и «процедура» являются понятиями юридическими, определяющими порядок деятельности по применению норм материального права, следовательно, и «процесс» должен быть практически тождественен, т.е. равнозначен «процедуре».
Соотношение юридической процедуры и юридического процесса также рассматривается через призму процессуальной формы, понятие которой было разработано в юридической литературе еще в 70-80-х гг. прошлого века.
В литературе имеет место еще один подход к разграничению процедуры и процесса, согласно которому юридический процесс представляет собой содержание, а юридическая процедура - его форму. Его сторонники исходят из того, что процесс представляет собой совокупность процедурных действий – процедур. Последние, определяя порядок совершения указанных действий, должны составлять его внутреннее содержание. Отсюда процесс и составляющие его процедуры соотносятся между собой как форма и содержание, отражая взаимосвязь и целостность исследуемого объекта.
По мнению М.О. Ефремова, представляется более логичным отождествлять процедуры с содержанием, а сам процесс с формой, поскольку процедуры являются элементами процесса, образуют его внутреннюю структуру, а их совокупность составляет содержание самого процесса. Соответственно указанный выше подход в теории и на практике приведет к чрезмерному дроблению единого понятия процесса на различные его подвиды. В связи с этим М.О. Ефремов юридический процесс представляет как «совокупность юридических процедур, посредством которых осуществляется деятельность органов всех ветвей власти. К ним относятся: судебные, административные и законодательные процедуры, определяющие порядок реализации компетенции указанных органов и имеющие своим содержанием действия правоприменительного и нормотворческого характера. Специфика каждой из разновидностей юридической процедуры обусловлена особенностями форм реализации компетенции органа власти, установленной в соответствующих нормативно-правовых актах».
Конструкция соотношения процесса и процедуры, предложенная М.О. Ефремовым, в целом выглядит следующим образом: «если юридический процесс представляет собой некую совокупность действий органов власти, то нормативно-правовое регулирование этих действий предполагает их совершение в определенном порядке . этим «порядком» как раз и является процедура. Следовательно, все те действия, которые совершаются по правилам процедуры, являются процедурными. В свою очередь, если процедура закреплена и установлена правовыми нормами, она становится юридическим явлением и превращается в основной элемент юридического процесса».
Процедуру характеризуют как процессуальное правило реализации материальных норм, как последовательность актов и операций, осуществляемых в порядке присутствия определенных представителей власти или частных лиц с целью исполнения любого юридического акта, как определенное условие применения закона и исполнения решения парламентом либо судом. Процедуры в праве выражают и опосредуют социальную активность определенных субъектов в правовом поле по достижению необходимого юридического результата. Процедуры формируются и реализуются как в системе материального, так и в системе процессуального права,
Целевое назначение правовой процедуры предопределяется ее сущностью и местом в механизме правового регулирования и видится в формировании юридически правильного, мотивированного и сообразного порядка создания правовых норм и реализации прав и обязанностей субъектами правовых отношений.
Обобщив взгляды ученых о разновидностях юридических процедур можно сделать следующие выводы:
- в юридической литературе сложилась система разновекторных взглядов на вопросы разновидностей юридической процедуры, что обусловлено сложностью указанного явления, с одной стороны, а с другой, отражает тот или иной вопрос правового регулирования, составляет предмет исследования;
- подходы к классификации юридических процедур имеют несистематизированный характер и не в полной мере отражают особенности сущностных характеристик того или иного вида юридической процедуры;
- существующие подходы к классификации юридических процедур требуют соответствующего обновления в контексте современных тенденций развития юридической деятельности и правового регулирования ;
- на сегодня в юридической науке возникла необходимость формирования целостной классификации юридических процедур, что позволит их представить в виде соответствующей системы.
Пятая республика
Конституция 1958 г. Проведенные преобразования в известной мере возвращали созданный в 1946 г. конституционный строй к режиму Третьей республики. Но многие политические группировки уже не были удовлетворены этим. В условиях новой волны социально-политических противоречий, возникших в 50-е годы, обу ...
Деятельность участковых уполномоченных полиции
Обязанности УУП по выявлению и устранению обстоятельств, способствующих совершению террористических актов? Решение: По выявлению и устранению обстоятельств способствующих совершению террористических актов участковый уполномоченный полиции обязан: - знать территорию административного участка, его ос ...
Органы, осуществляющие дознание
Органы дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с Уголовно-процессуальным Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Дознание крайне схоже с предварительным следствием. Разница заключается в сроках и подведомственности дел. К тому ж ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).