Право и закон » Защита трудовых прав работников » Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Страница 4

С созданием Федеральной инспекции труда как централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется, профсоюзы утратили права на осуществление государственного надзора и контроля.

Данное решение представляется вполне оправданным. Профессиональные союзы являются общественной организацией, и в связи с этим не вполне уместно возложение на них функций государственных органов, тем более связанных с применением административной ответственности.

Профсоюзный контроль - часть общественного контроля, который наряду с профсоюзами осуществляют иные представители, избираемые работниками.

Профсоюзы вправе осуществлять контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также через собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, что предоставляет профсоюзам возможность расширять сферы контроля и искать новые пути и способы представительства и защиты, трудовых прав своих членов.

Работодатели, должностные лица, в свою очередь, обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах (п.1 ст.19 Закона о профессиональных союзах).

Поскольку профсоюзы являются представителями работников (работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочивать орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателями), на работодателя возлагаются определенные обязанности. Так, в частности, работодатель вправе только с учетом мнения профсоюза принимать решения:

о введении в организации режима неполного рабочего времени на срок до шести месяцев (ст.73 ТК РФ);

составлять график сменности работы (ст.103 ТК РФ);

о разделении рабочего дня на части (ст.105 ТК РФ);

о привлечении к работе в выходные и праздничные нерабочие дни (ст.113 ТК РФ);

составлять график ежегодных оплачиваемых отпусков (ст.123 ТК РФ);

о системе оплаты и стимулирования труда, в том числе повышении оплаты труда за работу в ночное время, выходные и праздничные нерабочие дни, сверхурочную работу и в других случаях (ст.135, 147 ТК РФ).

Кроме того, только с согласия профсоюзного органа возможно расторжение трудового договора по инициативе администрации с работником - членом профсоюза.

Представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст.30 ТК).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Ответственность Правительства РФ
Вся деятельность Правительства имеет политический характер и несет ответственность за свои действия. Предусмотрена гражданско-правовая ответственность, а также отставка Правительства, если доказано причинение материального вреда физическим или юридическим лицам посредством издания незаконных актов. ...

Государственная служба как особый вид профессиональной деятельности
Главной особенностью государственной службы является то, что она государственная, т.е. создается и организуется государством, им регулируется посредством законодательства, а лица, находящиеся на государственной службе, обеспечивают выполнение государственных полномочий. В понятии государственной сл ...

Содержание трудового договора с руководителем организации
С руководителем заключается трудовой договор, а не контракт! Термин «контракт» ушел в прошлое. Тем более не может быть одновременно два договора (трудовой договор с руководителем и отдельный контракт с ним же на выполнение этой же работы). Судебная практика подобные ситуации подтверждает, но при эт ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru