На новом этапе истории римского права его характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом вырастают две новые правовые системы: «преторское право» и «право народов». Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Так в Риме возникла сложная система права. Особую роль в развитии прав в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 году до н.э Он регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. В своем правотворчестве (при издании эдикта) он обладал большой свободой усмотрению. Созданное преторами перегринов «право народов» было внутригосударственным, причем наиболее развитой и совершенной частью. С установлением империи изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Формально преторы сохраняло право на издание эдикта, но их активное правотворчество происходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким образом, содержание эдикта становилось неизменным, и он не порождал новых норм права. В первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу 1 века н.э. крайне редко принимали новые законы, а затем вовсе лишились этого права. При императоре Адриане сенатус-консульты стали выступать в качестве закона. Роль их как источника права возросла, поскольку они составлялись от имени принцепса и часто назывались его именем. Постепенно укреплялась и самостоятельная власть императоров. Первоначально императорские законы рассматривались как результат делегации власти со стороны народных собраний, но во 2 веке до н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. В это время законодательство императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от актов магистратов действовали на всей территории римского государства. Акты императорской власти делились на следующие виды:
Эдикты – общие положения, основанные на власти «империум», а поэтому юридически обязательны только при жизни данного императора.
Рескрипты – ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам.
Декреты – решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.
Мандаты – инструкции, адресованные правителям провинций, которые содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к пелегринам.
Первоначально конституции императоров касались лишь вопросов публичного порядка, но постепенно они все более охватывали все сферы правового регулирования.
Роль римских юристов в развитии права.
Важным и своеобразным источником развития права становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности правовой системы Древнего Рима. Римская юриспруденция приобретает светский характер начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания, правовые консультации которого впервые носили публичный характер. Они давали юридические консультации особенно по вопросам судебного процесса, редактировали и составляли юридические акты. Юристы республиканской эпохи происходили из аристократических кругов – из сенаторской знати. Наиболее известны Марк Манилий, Катон старший, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Сервий Сульпиций. Они впервые предприняли попытку дать обобщение судебной практике, систематически изложив цивильное право и составив первый комментарий преторского права.
Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни для учебных целей, другие – для практического использования. Популярностью пользовались комментарии римского права, а также дигесты, которые представляли собой значительные произведения по различным вопросам. Наибольшей известностью пользовались дигесты Альфена Вара, Цельза, Марцелла, Сальвия Юлиана.
Форма государственного устройства
современного российского государства
Государственное устройство признается вторым элементом формы государства. В юридической литературе под государственным устройством принято понимать устройство территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями, систему разделения государства на территориальные образ ...
Компетенция военно-учебных заведений как образовательных учреждений
Так какова же конкретно компетенция военно-учебных заведений как образовательных учреждений? К их компетенции, в этом качестве, согласно ч. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» относятся: - материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование поме ...
Элементы правоприменения
Правоприменение как способ реализации норм административного права структурно складывается из 4 взаимосвязанных элементов: 1) определение фактических обстоятельств (например, изучение протокола об административном правонарушении, ознакомление с личным делом лица, желающего поступить на военную служ ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).