Право и закон » Право в Древнем Риме » Развитие источников права

Развитие источников права

Страница 2

На новом этапе истории римского права его характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом вырастают две новые правовые системы: «преторское право» и «право народов». Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Так в Риме возникла сложная система права. Особую роль в развитии прав в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 году до н.э Он регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. В своем правотворчестве (при издании эдикта) он обладал большой свободой усмотрению. Созданное преторами перегринов «право народов» было внутригосударственным, причем наиболее развитой и совершенной частью. С установлением империи изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Формально преторы сохраняло право на издание эдикта, но их активное правотворчество происходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким образом, содержание эдикта становилось неизменным, и он не порождал новых норм права. В первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу 1 века н.э. крайне редко принимали новые законы, а затем вовсе лишились этого права. При императоре Адриане сенатус-консульты стали выступать в качестве закона. Роль их как источника права возросла, поскольку они составлялись от имени принцепса и часто назывались его именем. Постепенно укреплялась и самостоятельная власть императоров. Первоначально императорские законы рассматривались как результат делегации власти со стороны народных собраний, но во 2 веке до н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. В это время законодательство императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от актов магистратов действовали на всей территории римского государства. Акты императорской власти делились на следующие виды:

Эдикты – общие положения, основанные на власти «империум», а поэтому юридически обязательны только при жизни данного императора.

Рескрипты – ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам.

Декреты – решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

Мандаты – инструкции, адресованные правителям провинций, которые содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к пелегринам.

Первоначально конституции императоров касались лишь вопросов публичного порядка, но постепенно они все более охватывали все сферы правового регулирования.

Роль римских юристов в развитии права.

Важным и своеобразным источником развития права становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности правовой системы Древнего Рима. Римская юриспруденция приобретает светский характер начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания, правовые консультации которого впервые носили публичный характер. Они давали юридические консультации особенно по вопросам судебного процесса, редактировали и составляли юридические акты. Юристы республиканской эпохи происходили из аристократических кругов – из сенаторской знати. Наиболее известны Марк Манилий, Катон старший, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Сервий Сульпиций. Они впервые предприняли попытку дать обобщение судебной практике, систематически изложив цивильное право и составив первый комментарий преторского права.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни для учебных целей, другие – для практического использования. Популярностью пользовались комментарии римского права, а также дигесты, которые представляли собой значительные произведения по различным вопросам. Наибольшей известностью пользовались дигесты Альфена Вара, Цельза, Марцелла, Сальвия Юлиана.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Характеристика принципов финансовой деятельности государства
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает ...

Общая характеристика купли-продажи земельных участков
Как известно, договор купли-продажи земельного участка - это гражданско-правовой договор, по которому продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, а покупатель обязуется принять земельный участок и уплатить за него определенную денежную сумму. К отношениям по купле-прод ...

Основы понятия правовой политики
Правовую политику можно определить как комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права. Подавляющая часть внутренней и внешней политики государства реализуется через право, его нормы, прежде всего конституционные, облекается в з ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru