Право и закон » Переход к рыночной экономике и задачи милиции » Общая характеристика перехода к рыночной экономике

Общая характеристика перехода к рыночной экономике

Страница 2

Экономика еще не может быть в полной мере рыночной, но уже и не является плановой. Еще не очевидно, какой должна быть мера сочетания рыночных и прежних, командно-распределительных рычагов и методов управления в конкретной социально-политической и экономической ситуации каждой страны. На деле практически все мероприятия на начальном этапе перехода к рыночной экономике проводятся в России и странах Восточной Европы в основном административными методами. На этом же этапе инструменты налоговой и монетарной политики действуют по-другому, чем в сложившейся рыночной экономике. Полагаем, что переход от административно-командной к рыночной экономике имеет общие тенденции, ввиду того что данный процесс включает, с одной стороны, глубокие институциональные изменения (главным образом в отношениях собственности), а с другой предполагает реализацию стабилизационных мер (большей частью в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании).

Таким образом, переходная экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества. От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена одного типа экономических отношений на другой.

Заметим, что для переходных экономик стран бывшего “социалистического лагеря” на сегодняшний день имеется обширный спектр перспектив: от деградации к зависимой все более отстающей системе хозяйствования развивающихся стран до превращения в новые индустриальные государства; от сохраняющих “социалистические” атрибуты и базирующихся на общественной собственности экономик типа китайской до праволиберальных, основанных на частной собственности систем, начавших с реализации принципов “шоковой терапии”.

В тоже время, в переходной экономике каждой страны пересекаются три фундаментальные тенденции. 1) в постепенном умирании (как естественном, так и искусственном) «мутантного социализма», получившего свое название по сравнению не с теоретическим идеалом, а с реальной существующей в мировой практике тенденции социализации; 2) связь с генезисом отношений постклассического мирового капиталистического хозяйства (современной рыночной экономики, основанной на частно-корпоративной собственности); 3) в усилении процесса социализации – возрастания роли общественных (групповых, национальных и интернациональных) ценностей в экономическом развитии и гуманизации общественной жизни как предпосылки любых современных трансформаций.

Главными задачами перехода к рынку являются следующие: 1) разгосударствление и приватизация экономики, развитие предпринимательства. Разгосударствление - снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передачу надлежащих полномочий на уровень предприятия, но без изменения характера собственности. Приватизация - смена собственника путем передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности и несут полную имущественную ответственность за ее результаты; 2) формирование рыночной инфраструктуры, новых механизмов установления хозяйственных связей, включая, товарные и фондовые биржи и т. д. 3) демонополизация экономики как весомой предпосылки для развития конкуренции и достижения рыночного равновесия; 4) либерализация цен путем снятия государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением; 5) финансово-экономическая стабилизация путем проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения объема денежной массы в обращении; 6) сильная система социальной поддержки, которая облегчила бы части населения приспособление к условиям рыночной экономики; 7) социальная переориентация экономики на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг, а также повышения гибкости производства, его восприимчивости к изменениям спроса и технологическим нововведениям.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Белорусская военная прокуратура и ее органы. Особенности формирования и компетенция
История военной прокуратуры уходит корнями в начало XVIII века. Она напрямую связана с реформами Петра I и созданием регулярной армии. Именной Указ Петра I Сенату от 12 января 1722 года устанавливал: "Быть при сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору&q ...

Органы управления социально-культурной сферой в СССР в 50-60 годы XX в
В понятие «социально-культурная сфера» входят: образование, наука, культура, охрана труда, социальное обеспечение, здравоохранение, физическая культура и спорт. В отличие от народного хозяйства большинство отраслей социально – культурной сферы первоначально было отнесено к самостоятельной компетенц ...

Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП
В настоящее время одной из целей государства является повышение результативности и эффективности федеральных целевых программ как инструмента решения крупных социально-экономических проблем. Главные проблемы в этой области следующие: Расходы федерального бюджета на реализацию ряда федеральных целев ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru