3. Право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ). Это право может быть реализовано в двух формах: прямой (или непосредственной) демократии и представительной. Прямая демократия предполагает личное воздействие граждан на государственный аппарат. В этом случае это право включает в себя все политические права. Высшей формой прямой демократии является референдум (ч. 3 ст. 3) — всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, результаты которого приобретают силу закона.
4. Право избирать — это активное избирательное право, которым пользуются все граждане, достигшие 18 лет, дееспособные и не отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Право быть избранным — это пассивное избирательное право, т.е. право самому быть избранным в органы представительной власти или местного самоуправления либо на пост Президента РФ. Здесь дееспособность наступает в различном возрасте. Так, в органы местного самоуправления, как правило, избираются граждане РФ, достигшие 18 лет, в Федеральное Собрание — 21 года, а Президентом может быть гражданин РФ, достигший 35 лет.
5. Право на петиции (ст. 33 Конституции РФ). Содержание этого права сводится к тому, что граждане, направляя свои обращения в государственные органы, органы местного самоуправления тем самым могут участвовать в решении вопросов государственной и общественной жизни. Петиция — это индивидуальное или коллективное обращение граждан в органы государственной власти или местного самоуправления.
Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют:
1. Свобода труда (ст. 37 Конституции РФ). Труд — есть самостоятельная индивидуальная или коллективная деятельность людей, имеющая своей целью создание материальных или духовных ценностей. Само содержание труда право не регламентирует, оно регулирует лишь форму организации трудовых отношений. Конституция закрепляет право на труд, право на свободу выбора труда при условиях его нормальной организации, наличия вознаграждения и зашиты от безработицы. Принудительный труд запрещен (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ).
Разновидностью права на труд является право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), которое в силу его особо значимого характера отнесено в группу политических прав как право на участие в управлении делами государства и общества. Частным случаем права на труд также является и право на занятие любым видом экономической деятельности, в том числе и предпринимательской (ст. 34).
2. Право на социальное обеспечение предполагает право отдельных категорий граждан на получение государственных пенсий, пособий и иных видов помощи в установленном законом порядке (ст. 39 Конституции РФ). Субъектами права социального обеспечения являются:
а) пенсионеры;
б) инвалиды;
в) лица, потерявшие кормильца, т.е. полностью или частично недееспособные и находящиеся на иждивении кормильца;
г) лица, временно нетрудоспособные вследствие заболевания или травмы.
Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечить уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
3. Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ). В данном случае под жилищем понимается благоустроенное помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания граждан. Содержанием этого права является предоставление гражданину возможности для удовлетворения потребностей в жилище различными способами: путем предоставления муниципального жилья (в порядке очередности, устанавливаемой местными органами самоуправления), путем строительства кооперативной квартиры, путем выделения участка под строительство жилого дома. При этом ч. 2 ст. 40 сконструирована как поощрительная норма. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. К сожалению, поощрительная норма не создает гарантий его реализации.
Этика следственной деятельности
Вопрос о роли этических начал в правоохранительной сфере и, в частности, в деятельности следователей является предметом постоянной дискуссии. Непрерывное развитие морали и скачкообразное развитие права, нередко длительная процедура подготовки и принятия законопроекта создают условия для опережения ...
Субъекты права законодательной инициативы и в
Федеральном Собрании
Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право. В юридической литературе принято выделять два вида официального вынесения проекта на рассмотрение. Первый - кооперативное внесен ...
Содержание трудового договора
ТК законодательно закрепляет содержание трудового договора, и это повышает гарантии реализации достигнутых сторонами договоренностей. Под содержанием трудового договора понимаются все условия, определяющие права и обязанности его сторон - работника и работодателя. Эти условия устанавливаются закона ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).