Право и закон » Понятие права в общесоциальном смысле. Правовой статус личности » Классификация основных прав и свобод человека и гражданина

Классификация основных прав и свобод человека и гражданина

Страница 4

4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ) тесно связано с правом на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), поскольку необеспечение последнего сделает невозможным реализацию первого, так как от степени сохранности окружающей нас природной среды, ее экологической чистоты в самую первую очередь зависит наше здоровье.

Содержанием этого права выступает как сохранение здоровья, так и возможность его восстановления в случае болезни. Сохранение здоровья является результатом как деятельности государства, например, все по той же охране окружающей среды, так и деятельности самого гражданина (занятие физкультурой и спортом и т.п.). Возможность же восстановления здоровья своих граждан является обязанностью государства, для чего оно создает сеть учреждений здравоохранения и гарантирует бесплатность пользования ими гражданами РФ либо за счет средств бюджета, либо за счет страховых взносов.

1. Культурные права влияют на духовно культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

2. Право на образование (ст. 43 Конституции РФ). Образование — это специфическая деятельность, имеющая целью получение человеком определенной суммы знаний для подготовки его к жизни, труду, приобретение им профессиональных и научных знаний. На сегодняшний день это право реализуется гражданином в двух формах:

а) в пределах государственного образовательного стандарта, составляющего 9 классов, который обязателен. В этом случае ему гарантируется общедоступность и бесплатность образования;

б) право на получение образования свыше 9 классов, которое может быть реализовано гражданином двумя способами: путем бесплатного обучения на конкурсной основе в государственном учебном заведении или за определенную плату как в государственном, так и в частном заведении. При этом стандарты образования устанавливаются единые на всей территории РФ.

3. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ). Результатом этой деятельности является создание объектов интеллектуальной собственности. Процесс творчества — вид деятельности, наименее урегулированный правом в нашей стране. Содержание этой свободы состоит в реализации гражданами своих духовных интересов, однако результат имеет материальную стоимость. Свобода творчества также тесно связана с правом на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, поскольку, творчество в большинстве случаев носит индивидуальный характер, цель его — удовлетворение духовных потребностей широкого круга людей. Содержанием этого права является знакомство людей с результатами творчества друг друга, общение в духовной сфере, повышение уровня культуры, образования и т.п.

Экологические права призваны обеспечивать нормален условия оживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

Свобода слова (ст. 29 Конституции РФ). Слово — это частный способ выражения мыслей человека. Оно может быть выражено в устной, графической (письменной) и стилистической (рисунок, схема) форме.

До тех пор, пока слово не наносит ущерба другому человеку, свобода его выражения не требует правовых ограничений. Однако, если слово оказывает влияние на любого другого человека — это уже воздействие, следовательно, речь в норме идет о выражении мнений и убеждений как способе воздействия одного человека на другого.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Понятие источника права
Говоря об источниках права, следует помнить, что право получило свое название от выражения «юстиция», т.е. «правда, справедливость». Различают естественное и позитивное право. 1. Естественное право, т.е. правила поведения, вытекающие из свободной воли как естественного состояния человека и призванн ...

Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних
Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетнему могут быть назначены сл ...

Проблемы реализации приоритетного национального проекта «Образование» в России и Ростовской области
Очевидно, что за относительно короткий срок для сферы образования было сделано много полезного, то, что раньше не делалось десятилетиями. И это позитивная сторона Приоритетного Национального проекта «Образование». А потому проделанную огромную работу надо признать нужной и полезной для страны. С мо ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru