Согласно теории права и общемировых традиций конституционной эволюции основной закон государства отражает достигнутое общественно-политическое, социально-экономическое и духовное развитие общества, состояние конституционно-правовой науки, политической культуры и правосознания народа. Состояние общественных отношений на конкретном историческом этапе развития государства (государственного образования), т.е. фактическая конституция, обусловливает содержание и тенденции динамики юридической конституции.
Учитывая, что все вышеназванные компоненты фактической конституции - постоянно меняющиеся категории, их развитие получает отражение в правовой системе государства (государственного образования) и прежде всего в основных законах.
Становление и развитие конституций и уставов субъектов Федерации предопределено их историческим прошлым и современной модернизацией юридического статуса.
Можно выделить три этапа конституционного развития субъектов Российской Федерации:
1) советский;
2) постсоветский (перестроечный);
3) современный.
Первый, советский этап конституционного развития субъектов Российской Федерации связан с формированием в составе РСФСР автономных национально-государственных образований - автономных республик, автономных областей и автономных (первоначально национальных) округов. Именно эти национально-государственные образования признавались субъектами РСФСР.
Большинство нынешних республик в составе Российской Федерации в советский период были автономными республиками (Башкирская АССР, Марийская АССР, Татарская АССР и др.) либо автономными областями (Адыгейская АО, Горно-Алтайская АО, Кабардино-Балкарская АО, Хакасская АО). Они выступали формой политического самоопределения малочисленных народов России. Их правовой статус определялся Конституцией РСФСР, конституциями АССР и законами (первоначально положениями) о соответствующих автономных областях.
История развития субъектов Российской Федерации получила отражение в их основных законах.
В советский период автономные республики как государственно-политические образования в составе России самостоятельно разрабатывали свои конституции в соответствии с Конституциями СССР и РСФСР. Принятие конституции автономной республики и внесение в нее изменений относились к исключительной компетенции самой республики.
К началу перестройки (1985 - 1990 годы) во всех автономных республиках в составе РСФСР действовали конституции, принятые в соответствии с Конституцией СССР 1977 года (с изм.) и Конституцией РСФСР 1978 года (с изм.)[3]. Экономической основой государства признавались социалистическая собственность на орудия и средства производства и административная система хозяйства. Социальную основу государства составлял союз рабочих, крестьян и интеллигенции, сближение всех наций и народностей.
Государство брало на себя обязательство заботиться об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания людей, повышения их культурного уровня.
Конституционно закреплялось национально-государственное и административно-территориальное устройство республик; порядок формирования и принципы деятельности Советов народных депутатов как политической основы государства; избирательная система; статус народного депутата; система высших и местных органов государственной власти, управления, правосудия и прокурорского надзора; государственные символы; порядок изменения Основного Закона.
В отличие от автономных республик автономные области и автономные округа рассматривались как форма административно-политической автономии.
Автономные области в РСФСР (их накануне перестройки было 5 - Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская и Хакасская) хотя признавались субъектами РСФСР, но своих конституций не имели. Первоначально их правовой статус определялся Положениями, которые принимались Съездами народных депутатов автономных областей и утверждались ВЦИК РСФСР. Затем положения сменили законы[11].
Второй, постсоветский (перестроечный) этап конституционного развития субъектов Российской Федерации начался с 1985 года. Он характеризовался ослаблением государственного единства, самопроизвольным изменением юридического статуса субъектов Федерации и, соответственно, не всегда правомерной модернизацией их основных законов.
Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и последующий развал Союза ССР дали мощный толчок децентрализации государственного единства. Абсолютно все бывшие автономные республики в составе РСФСР приняли декларации о государственном суверенитете, провозгласив себя суверенными государствами, т.е. они в одностороннем порядке, без согласования с РСФСР, изменили свой конституционно-правовой статус.
Понятие и формы реорганизации юридического лица
Для того, чтобы определить понятие реорганизации юридического лица, необходимо прежде всего установить, что происходит в результате реорганизации, каковы правовые последствия ее проведения. Выяснить это невозможно без краткого анализа форм реорганизации, предусмотренных ГК РФ. В статье 57 ГК РФ реч ...
Ответственность администраций учреждений и органов, исполняющих наказание
за невыполнение требований прокурора
Правовые гарантии выполнения требований прокурора администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания нашли закрепление в ст. 34 Закона о прокуратуре. Данная статья гласит: «Постановления и требования прокурора относительно неисполнения установленных законом порядка и условий содержания зад ...
Российское регулирование в области
защиты прав детей
В нашей стране базовым нормативно-правовым документом в области защиты прав детей является Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009, с изм. от 21.07.2011)) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Для целей этого Федерального закона используются следующие ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).