Право и закон » Злоупотребление полномочиями. Деяния, нарушающие безопасность пользования транспортными средствами

Злоупотребление полномочиями. Деяния, нарушающие безопасность пользования транспортными средствами

Страница 3

Субъект преступного посягательства специальный. Им является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Деяния, нарушающие безопасность пользования транспортными средствами

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

Сфера возможного совершения преступления, предусмотренного указанной статьей, ограничена областью использования (движения и эксплуатации) железнодорожного, воздушного, морского или речного (хотя было бы целесообразным, как и в названии статьи, речь вести в целом о "водном" транспорте, ибо трудно будет определять уголовно-правовую судьбу "озерного" транспорта или транспорта типа "река-море") транспорта, независимо от форм собственности и его ведомственной принадлежности. Это общее положение имеет два изъятия: а) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации городского электротранспорта (трамвая) влечет уголовную ответственность по ст. 264, б) нарушение правил полетов или кораблевождения, допущенное военнослужащими на военных транспортных средствах, образует преступления, предусмотренные ст. 350, 351 или 352 УК.

Современный железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт представляет собой мощную техническую систему, подвижную основу которой составляет транспортное средство, предназначенное для оперативного и одновременного перемещения в пространстве большого количества людей и материальных ценностей народнохозяйственного значения. Масса, помноженная на скорость (достоинство любого тяжеловесного вида транспорта), даже при малейшем (а тем более при грубом) ослаблении контроля за ее движением, способна привести к тяжелейшим последствиям морального, физического и имущественного характера.

Этим обстоятельством и обусловлен непосредственный объект рассматриваемого преступления, в роли которого выступают безопасные условия движения и эксплуатации перечисленных видов транспорта. Поскольку уголовная ответственность поставлена в зависимость от причинения физического или имущественного вреда, факультативным объектом этого преступления выступают жизнь или здоровье человека, а равно отношения собственности.

Предметом преступления являются четыре вида транспорта: железнодорожный, воздушный, морской и речной.

Железнодорожный транспорт представляет собой функциональную совокупность рельсовых транспортных средств (локомотивов, электровозов и т. д.), магистральных железнодорожных путей сообщения (включая подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги и другие железные дороги специального назначения и т. п.) и системы обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов (средства световой и звуковой сигнализации и др.).

В то же время внутризаводской, внутрицеховой, внутри-шахтный и другой подобный электротранспорт (электровозы, вагонетки и т. п.) в предмет анализируемого преступления не входит. В случах рискованного вождения или опасной их эксплуатации содеянное следует квалифицировать по ст. 143 либо 268 УК, ибо эти виды транспортных средств выполняют производственные функции, сопряженные с технологическими процессами на данном предприятии, и потому речь должна идти о нарушении правил охраны труда или правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Воздушный транспорт — это функциональная совокупность всех видов гражданских летательных аппаратов (самолетов, гидросамолетов, вертолетов, аэростатов, автожиров, дирижаблей, планеров и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок воздушным путем пассажиров и грузов.

Под морским транспортом следует понимать совокупность судов (пароходов, теплоходов, плавбаз, плавзаводов и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок морским путем.

К речному транспорту относятся суда (в том числе и маломерные) и другие плавательные средства (пароходы, теплоходы, плоты, катера, моторные лодки и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок водным (за исключением морского) путем.

Объективная сторона рассматриваемого преступления сформулирована по типу материального состава и содержит деяние, последствия и причинную связь между ними.

Безопасная работа транспорта зависит не только от его технической оснащенности, но и от четкого выполнения правил его вождения и эксплуатации. Деяние как элемент объективной стороны этого преступления как раз и выражается в нарушении этих правил. Диспозиция ст. 263 УК бланкетная, поэтому для оценки сути и вида нарушения закон отсылает к ведомственным нормативным актам, которыми регулируется безопасность движения и эксплуатации указанного вида транспорта.

Нарушение правил безопасности движения заключается в неисполнении или в ненадлежащем исполнении установленных правил вождения транспортного средства (превышение скорости, проезд на запрещенный сигнал, нарушение правил расхождения судов при встречном движении, несоблюдение правил взлета, посадки или маршрута полета и т. д.).

Независимо от того, действием или бездействием были нарушены правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, ответственность по ч. 1 ст. 263 УК наступает лишь при наличии указанных в законе последствий. В случае причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (см. анализ ст. 111 и 112 УК) содеянное подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК. Таким же образом квалифицируются действия виновного, причинившего крупный ущерб.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Правовая природа участия прокурора
Вопрос о правовой природе участия прокурора в гражданском судопроизводстве в литературе является дискуссионным При этом, участвуя в гражданском процессе, прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций. Вступая в гражданский процесс, становясь субъектом гражданских про ...

Понятие и виды муниципальных выборов
Муниципальные выборы — это акт самоуправления, который основывается на социальной активности населения, осознании им своей ответственности за управление местными делами. Я считаю, что муниципальные выборы должны не только обеспечивать подбор лучших представителей населения в органы местного самоупр ...

Зарождение института Конституции в Российской империи
Институт Конституции в России возник значительно раньше принятия Конституции РФ 1993 года, которая действует в нашей стране и по сей день. Зарождение Конституции начинается еще в Российской империи в XIX веке, когда среди мыслящей прогрессивной части общество получили большое распространение либера ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru