Молодёжь - наиболее динамичная часть общества, его будущее. Молодые люди трудятся практически во всех сферах общественного производства и культуры. В экономике республики, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в числе работающих доля молодёжи составляет 23% (из них 61,2% - рабочие, 38,8% - служащие). В промышленности занято 28% работающей молодежи, в сельском хозяйстве - 9%, в образовании, на предприятиях торговли и общественного питания - по 12%, в строительстве - почти 7%.
Новые экономические условия вызвали существенные сдвиги в возрасте молодёжи, поступающей на работу и нуждающейся в дополнительных организационно-правовых гарантиях, связанных с началом трудовой деятельности. Трудовая занятость несовершеннолетних становится одной из реалий наших дней. Поэтому исследование правового регулирования труда и охраны труда молодых работников в настоящее время может ограничиться лишь условиями труда лиц моложе 18 лет, а не охватывать более широкий круг лиц и вопросов, связанных с правовым регулированием труда молодёжи как особого субъекта трудового права.
Охрана труда несовершеннолетних охватывает различные стороны организации труда и в той или иной степени затрагивает практически все институты трудового права. Чтобы глубоко проанализировать правовое регулирование трудовых отношений с участием молодёжи, выявить особенности этого регулирования, определить эффективность действующего законодательства о труде и об охране труда несовершеннолетних и наметить пути его дальнейшего совершенствования, необходимо правильно определиться в вопросах разграничения подросткового и молодёжного труда. Практическая значимость такого подхода состоит в том, что низший возрастной рубеж означает достижение трудового совершеннолетия, т.е. возраста, с которого допускается приём на работу. Верхний возрастной показатель позволяет отграничить молодёжь от остальной части трудоспособного населения.
Говоря о молодёжи, следует отметить, что использование данного термина в науке трудового права влечёт за собой определённые разночтения, поскольку в эту группу членов общества включаются лица неодинакового возраста. Причём в различных отраслях науки и среди многих авторов исследований проблем молодёжи нет единой точки зрения по вопросу о возрастных границах молодёжной группы. Некоторые рассматривают термин "молодёжь" как собирательный, включая в него как несовершеннолетних, так и лиц более старшего возраста и применяют понятие "молодёжь" к юношам и девушкам в возрасте от 16 до 30 лет. Другие используют термин "молодёжь" вместо термина "несовершеннолетние" без изменения возрастных пределов.
На наш взгляд, наиболее правильной является точка зрения о том, что понятия "несовершеннолетние" и "молодёжь" соотносятся, т.е. "молодёжь" - это более общее, собирательное понятие, а "несовершеннолетние" - это его составная часть. В отношении верхней возрастной границы правового понятия "молодёжь" есть достаточно оснований полагать, что она не ограничивается 18-летним возрастом. Это объясняется тем, что термин "молодёжь" по трудовому праву связан не только с возрастными особенностями несовершеннолетних лиц, но и со спецификацией положения молодёжи в сфере трудовых отношений, обусловленной завершением профессионального образования, началом трудовой деятельности. Трудовой кодекс Республики Беларусь содержит главу под названием "Особенности регулирования труда молодёжи", и содержащиеся в ней правовые нормы регулируют труд не только несовершеннолетних работников, но и лиц старше 18 лет.
Источники правового регулирования
Договор бытового подряда (бытового заказа) известен гражданскому законодательству давно. Еще в ГК 1964 г. ему были посвящены отдельные нормы в главе о подряде. Понятие этого договора главным образом опиралось на особенности правового регулирования плановой экономики, в связи с этим бытовой заказ ра ...
Понятие и признаки предпринимательской деятельности граждан
Наше законодательство содержит легальное определение предпринимательской деятельности. Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ ...
Административная ответственность
за правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.15.25 КоАП РФ
Частью 1 ст.15.25 КоАП предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, т.е. осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специа ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).