1) установление минимального возраста для приёма на работу;
2) запрещение применения труда лиц моложе 18 лет на тяжёлых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных и горных работах;
3) установление предельных норм подъёма и перемещения тяжестей;
4) обязательные медицинские осмотры.
Установление минимального возраста для приёма на работу или другими словами, необходимо чётко определить момент возникновения трудовой правосубъектности несовершеннолетних.
Наиболее теоретически правильным представляется мнение о правосубъектности как об определённом правовом свойстве субъекта права, органически сочетающем в себе такие качества, как правоспособность (т.е. способность обладать субъективными правами и нести юридические обязанности) и дееспособность (т.е. способность самостоятельно, своими личными действиями осуществлять свои права и обязанности). Нельзя обладать трудовой правоспособностью и не иметь возможности лично реализовать принадлежащие правоспособному лицу права и возложенные на него обязанности. Данную точку зрения поддерживают и белорусские учёные.
Возникновение трудовой правосубъектности по действующему законодательству связано прежде всего с достижением определённого возраста, установленного законом. В то же время возраст, с которого возможен приём работника на работу, это не только биологическая, но и общественная категория, по достижении какого возраста лицо может и должно включаться в процесс трудовой деятельности. Правильное решение вопроса о возрасте, по достижении которого у несовершеннолетних возникает трудовая правосубъективность, имеет исключительно важное юридическое значение.
Законодательство о труде закрепляет общее правило о минимальном возрасте, по достижении которого лицо может быть принято на работу по трудовому договору. ТК содержит две статьи, посвящённые данному вопросу: статья 21 и статья 272. Но если часть 1 статьи 272 имеет характер запрета: "не допускается заключение трудового договора с лицами моложе 16 лет", то часть 1 статьи 21 гласит, что "заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет".
В то же время данная норма имеет определённые оговорки. Речь идёт о снижении минимального возраста для приёма на работу. Так, часть 2 статьи 272 ТК предоставляет возможность заключать трудовой договор с лицами, достигшими 14 лет, но только с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) и для выполнения лёгкой работы.
На первый взгляд, если исходить из содержания статьи 272 ТК, устанавливающей общее правило о недопущении приёма на работу лиц моложе 16 лет и допускающей возможность поступления на работу лиц, достигших 14 лет, лишь для выполнения лёгкой работы и с письменного согласия одного из родителей, можно сделать вывод о возникновении трудовой правосубъектности с 16 лет.
На наш взгляд, логически верной представляется позиция тех учёных, которые связывают возникновение трудовой правосубъектности с более ранним возрастом, чем закреплённым общим правилом. Мы считаем, что трудовая правосубъектность граждан возникает с 14 лет исходя из следующего. Как известно, для заключения трудового договора с лицом, достигшим 14 лет, необходимо письменное согласие одного из родителей (усыновителей, попечителей). Будет неточным придавать данному согласию значение правообразующего фактора, влияющего на возникновение трудовой правосубъектности. Наличие правосубъектности всегда обусловлено общей правовой нормой и не может быть поставлена в зависимость от конкретных действий того или иного лица. Обязательность согласия одного из родителей при решении вопроса о приёме на работу лица, достигшего 14-летнего возраста, означает, что для возникновения конкретного правоотношения с таким подростком необходим сложный состав, т.е. разрешение одного из родителей.
Анализ института досрочного прекращения права пользования недрами
В мотивировочной части Определения 1862-О-О от 21.12.2011 года Конституционный Суд Российской Федерации анализирует нормы, закреплённые в статьях 20 и 21 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1 , посвящённые регулированию института досрочного прекращения права пользо ...
Рассмотрение дел в порядке упрощенного
производства
В случае если требования истца носят бесспорный характер, признаются ответчиком или иск заявлен на незначительную сумму, дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства. Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по ходатайству истца при отсутствии возражений ответчика и ...
Понятие и признаки предпринимательской деятельности граждан
Наше законодательство содержит легальное определение предпринимательской деятельности. Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).