Гражданской процессуальной правоспособностью обладают и физические, и юридические лица. Гражданская процессуальная правоспособность связана с правоспособностью лица в материальном праве.
Гражданской правоспособностью обладают не только граждане и юридические лица, но также организации без образования юридического лица. Так, в гражданском процессе могут участвовать трудовые коллективы, а также общественные объединения граждан, не обладающие статусом юридического лица.
Например: предусматривается участие в процессе по делам о лишении родительских прав таких организаций, как комиссии по делам несовершеннолетних. Также возможно участие в гражданском процессе органов управления, которые не всегда обладают статусом юридического лица.
Гражданская процессуальная правоспособность у граждан возникает с рождения и прекращается смертью, у юридических лиц возникает с момента государственной регистрации, а прекращается при внесении в государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации или реорганизации юридического лица.
В отличие от этого, гражданская процессуальная дееспособность представляет собой способность лично осуществлять свои права и исполнять свои обязанности в суде, а также поручать ведение дела представителю. Иными словами, это способность быть полноправным участником гражданских процессуальных правоотношений и иметь возможность самостоятельно осуществлять любые предоставляемые гражданским процессуальным законодательством права, в т.ч. право предъявлять иск, участвовать в процессе, заявлять ходатайства и т.д.
В отношении юридических лиц не принято выделять гражданскую процессуальную правоспособность и дееспособность. Они возникают одновременно с момента регистрации организации в качестве юридического лица.
Процессуальная дееспособность гражданина прекращается с его смертью либо с признанием его в установленном порядке недееспособным.
Абстрактная (нормы права) и конкретная (правосубъектность) возможности возникновения гражданских процессуальных правоотношений реализуется с помощью третьего условия возникновения гражданских процессуальных отношений - юридических фактов.
Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Юридические факты отражаются в гипотезе правовой нормы. Правовая норма может быть также реализована бездействием лица. Процессуальные последствия влекут только действия (бездействие) суда и иных участников процесса. Форма выражения процессуального действия суда — письменная.
Основанием возникновения гражданских процессуальных правоотношений являются юридические факты, предусмотренные процессуальным законом.
Так, основанием возникновения гражданского процессуального правоотношения в суде первой инстанции являются следующие факты: обращение в суд истца, принятие заявления судьей и вынесение им определения о возбуждении гражданского дела. Это приводит к возникновению правоотношения не только с истцом, но и с ответчиком, а также с другими участниками процесса в зависимости от характера и особенностей конкретного дела.
Изобретение как таковое
Патентный закон РФ не содержит определения понятия изобретения, лишь указывает на условия его патентоспособности: изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Подобный подход согласуется с мировой патентной практикой, ...
Действие норм права во времени и пространстве
Действие нормативно-правового акта – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие, т.е. «жизнь» нормативного правового акта, определяется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц. Действие нормативного правового акта во времени. Оно продолжается с мом ...
Внешняя среда предприятия
Факторы прямого воздействия Увеличение стоимости нефти на мировом рынке приводит к удорожанию нефтепродуктов, что ведет к увеличению тарифов на тепловую энергию; Изменения в законодательстве на как на федеральном, так и на местом уровне, новые законы, законодательные акты, указы и т.д.; Изменения в ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).