Целесообразно вообще не знакомить то или иное лицо с подобного рода сведениями, не относящимися к предъявленному ему обвинению, чем обеспечивать их сохранность. Добиться этого не возможно при ознакомлении обвиняемого со всеми материалами уголовного дела по окончании расследования. С учетом изложенного следует согласиться с суждением A.M. Ларина о том, что одним из способов защиты тайны в сфере уголовно-процессуальной деятельности может служить разделение уголовных производств.
Исходя из этого, необходимо дополнить ст. 149 УПК КР положением следующего содержания, предусматривающим выделение уголовных дел в отношении: «отдельных подозреваемых или обвиняемых, а также отдельных эпизодов уголовного дела в случаях, когда это вызвано защитой сведений, составляющих тайну, охраняемую законом».
В некоторых случаях разделение уголовного дела не всегда возможно, поэтому целесообразно предусмотреть особый порядок ознакомления с материалами уголовного дела, содержащими охраняемую тайну, обвиняемых, изначально с ней не знакомых.
Следователь, с согласия прокурора при ознакомлении с материалами уголовного дела, содержащими сведения, составляющие охраняемую законом тайну, ограничивает объем предъявляемых материалов лицам, которым эти сведения изначально не известны, о чем выносится соответствующее постановление, с которым знакомятся заинтересованные лица. Совершив в нашей стране деяния, запрещенные уголовным законом, иностранные граждане нередко возвращаются на родину или выезжают в какую-либо другую страну. В подобной ситуации Генеральной прокуратурой КР может быть направлен запрос о выдаче лица. Однако, как правило, страны не выдают своих граждан для уголовного преследования в другом государстве, что получило отражение в действующих международных договорах. В подобной ситуации органы предварительного расследования могут направить материалы уголовного дела в Генеральную прокуратуру КР для решения вопроса о передаче дела в компетентные органы иностранного государства с целью осуществления уголовного преследования.
Если уголовное преследование осуществляется в отношении одного лица, то проблем с направлением материалов не возникает, т. к. дело направляется в целом. При рассмотрении ситуации, когда к уголовной ответственности привлечены несколько лиц, а лишь некоторые из них скрылись за границей, и в их выдаче отказано, обнаруживается пробел в уголовно-процессуальном законодательстве. Для преодоления этого несовершенства действующего законодательства представляется необходимым включение в ч. 1 ст. 149 УПК КР процессуального правила, предусматривающего выделение уголовного дела в отношении: «отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, предусмотренных статьей 458 настоящего Кодекса».
Нередко при расследовании уголовного дела становится известно о совершении подозреваемым (обвиняемым) или иным лицом правонарушения, содержащего признаки административного правонарушения, либо о деянии, содержащего признаки преступления, уголовное преследование по которому осуществляется в частном порядке. Анализ изученных уголовных дел показывает, что лишь в единичных случаях лица, осуществляющие производство по уголовному делу, составляли рапорта о выявленных правонарушениях, которые вместе с копиями материалов дела направляли соответствующему должностному лицу или в орган, уполномоченный рассматривать подобные административные нарушения, либо мировому судье. Редкое применение подобной положительной практики вызвано, прежде всего, тем, что в уголовно-процессуальном законе отсутствуют основания для выделения материалов уголовного дела, содержащих сведения о подобного рода правонарушениях. В целях совершенствования действующего уголовно-процессуального законодательства в работе предлагается включить в ст. 150 УПК КР процессуальные правила о выделении материалов уголовного дела в отдельное производство о выявленном административном правонарушении или преступлении, уголовное преследование по которому осуществляется в частном порядке.
Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях
Основой современного дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Она определяет функции дипломатического представительства, порядок назначения и отзыва его главы, устанавливает классы глав представительств, их старшинство, привилегии и иммунитеты дипломатов ...
Обязанность доказывания. Распределение обязанностей
по доказыванию. Доказательственные презумпции
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено ФЗ. Обязанность (бремя доказывания) включает в себя необходимость представления, исследования и оценки доказательств. Одни ...
Тактика производства отдельных следственных действий последующего этапа расследования
Основная задача последующего этапа расследования преступления — дальнейшее собирание, проверка и оценка доказательств. Это делается с целью установления всех обстоятельств дела в соответствии с ранее определенным предметом доказывания. На данном этапе следователь должен не только тщательно проверит ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).