Необходимые данные о ранее судимых можно почерпнуть из описания внешности по системе словесного портрета, имеющихся в милиции или в архивных уголовных делах.
Получение данных о внешности при осмотре места происшествия.
Осматривая место происшествия, следователь обнаруживает следы деятельности человека, а также нередко следы ног, рук, зубов и т.п.
Осматривая эти следы, следователь с помощью специалиста может получить представление о признаках внешности скрывшегося лица. Например, по размеру следов ног, форме подошвенной части, дорожке следов, как правило, не составляет затруднения определить пол, возраст, рост, а также выявить некоторые патологические и функциональные признаки наличие протеза, пользование костылем, палкой, особенности походки. О некоторых приметах преступника позволяют судить обстоятельства расследуемого события. Это – помарки, пятна (грязи, пыли, побелки, краски), повреждения одежды (разрывы, отсутствие пуговиц и т.п.).
На высокий рост преступника могут указывать находящиеся на значительной высоте предметы, перемещенные им без вспомогательных средств (табуретка, стул, и т.п.), на характер телосложения – особенности взлома преграды (например, узкое отверстие пролома позволяет предположить, что преступник худощав и мал ростом).
При осмотре места происшествия иногда обнаруживаются письма, записки, пропуска, проездные билеты и т.п. Осмотр этих документов может дать определенную информацию о внешности их владельцев. Так, на пропуске, проездном билете нередко имеется фотоснимок владельца.
В процессе осмотра в некоторых случаях возможно установление личности (например, при осмотре в одежде трупа обнаружены документы, удостоверяющие личность погибшего или – умершего).
Принципы оперативности и неотложности требуют выезда на место происшествия в кратчайший срок после получения сообщения о событии. Как правило, эти сообщения получают дежурные по правоохранительному органу, которые и должны передать их следователю. В практических правоохранительных органах существуют дежурства сотрудников: следователей, оперативных работников, экспертов, кинологов, которые образуют следственную группу, готовую выехать на место происшествия через несколько минут после получения сообщения. Поэтому дежурные сообщают о событии сразу всем членам следственно-оперативной группы и представляют для выезда автотранспорт.
Дежурный по правоохранительному органу, получив сообщение о преступлении, организует охрану места происшествия, вызывает по телефону или с нарочным следователя и других лиц для участия в осмотре. В рабочее время создание следственно-оперативной группы упрощается, так как многие из тех, кто должен выезжать на место происшествия, находятся на рабочих местах. В тех случаях, когда участковые инспектора прибывают на место до приезда группы, они организуют его охрану, выявляют свидетелей, а в необходимых случаях оказывают помощь потерпевшим.
Работники патрульно-постовой службы, первыми обнаружившие место происшествия, докладывают об этом дежурному, а также организуют охрану места происшествия, выявляют свидетелей и опрашивают их, оказывают помощь потерпевшим и преследуют преступника по горячим следам. В результате таких действий патрульно-постовой службе нередко удается задерживать подозреваемых.
Включение в состав участников осмотра специалистов зависит от предполагаемого события и следственной ситуации. Как правило, специалист – участник осмотра помогает следователю в обнаружении, фиксаций, изъятии и сохранении доказательств, в фиксации результатов осмотра и их оценке, консультирует следователя по вопросам, требующим специальных познаний. Если на месте происшествия обнаружены различные следы, то особенно важно использовать помощь специалиста-криминалиста. В качестве участника осмотра специалист помогает следователю изучить характер и расположение следов и установить механизм их образования, оценить те или иные обстоятельства дела, определить возможные пути перемещения преступника и получить информацию о его личности. Специалист также участвует в розыске вещественных доказательств – пуль, гильз, дроби, следов курения и пр., помогает следователю применять специальные технические средства при осмотре. Вместе с тем специалист не является экспертом в процессуальном смысле слова и не дает никаких заключений. Специалисты других профессий привлекаются к осмотру места происшествия по необходимости, особенно в тех случаях, когда без исследования места происшествия невозможно провести экспертизу (пожарно-техническую, дорожно-транспортную).
Одним из участников осмотра часто бывает кинолог со служебно-розыскной собакой. Ее использование позволяет определить направление, в котором преступники скрылись или откуда пришли, до какого места дошли, а потом сели в транспорт. В некоторых случаях собаки приводят к месту, где преступники в этот момент находятся. Если преступники обнаружены при преследовании по горячим следам, собака может быть использована для их задержания.
Расторжение договора ренты
Анализ законодательства и судебной практики позволяет сделать вывод, что договор ренты может быть прекращен как по соглашению сторон, так и по инициативе одной из них; как по основаниям, специально предусмотренным для договоров ренты, так и обусловленным общими положениями гражданского законодатель ...
Тактические приёмы предъявления для опознания по динамическим признакам
Опознание живых лиц может производиться не только по внешнему виду человека, но и по ряду других признаков, являющихся отличительными особенностями лица и неразрывно связанных с жизнедеятельностью. То есть, по динамическим (функциональным) признакам - голосу, походке, особенностям речи. Необходимос ...
Меры, направленные на недопущение фактов самовольного занятия земельных
участков
Данный вопрос рассмотрим на примере Постановления Правительства Москвы. Правительство Москвы отмечает, что в городе продолжают иметь место факты самовольного занятия земельных участков и их использования без оформленных правоустанавливающих документов. В 2001-2002 годах Государственной земельной ин ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).