Реализация Конституции РФ

Страница 3

Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин пишут: «Реализация ряда конституционных прав и свобод граждан предполагает принятие федеральных законов. В то же время отсутствие данных федеральных законов в соответствии с Конституцией РФ не может являться непреодолимым препятствием для их реализации и защиты в суде, иных органах власти»7.

Это вытекает из ст. 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Между тем нельзя не отметить, что на практике возникали и возникают препятствия для непосредственной реализации некоторых прав граждан.

Так, длительное время в отсутствие Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (принят в 2002 г.)8 гражданам чинились препятствия в осуществлении права на замену военной службы альтернативной гражданской службой, гарантированного ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации.

Обеспечение прямого действия Конституции в равной степени является обязанностью законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

Ключевая роль в создании юридических гарантий прямого действия Конституции РФ принадлежит федеральным судам. Суды обеспечивают верховенство Конституции, ее непосредственное применение при разрешении конкретных дел. Судьи обязаны руководствоваться именно Конституцией РФ в случае, если ей противоречит какой-либо иной нормативный акт. Объем такого рода коллизий был особенно велик непосредственно после принятия Конституции Российской Федерации. В этой связи Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление от 31.10.1995. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»9.

В данном постановлении было указано, что «судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует».

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Отличие между инстанциями по пересмотру судебных актов арбитражных судов
Каждая из инстанций, в том числе и вышестоящих по отношению к первой инстанции, выполняет свою, присущую только ей роль, определенную законом. При этом апелляционный суд наделен существенно иными полномочиями по сравнению с кассационным (федеральным арбитражным судом округа) и надзорным (Президиумо ...

Стороны в договоре, их права и обязанности
В роли заказчика в договоре на выполнение проектных и изыскательских работ вправе выступать любо юридическое либо физическое лицо. Напротив, возможность участия в качестве подрядчика ограничена. Принимать на себя обязанности проектировщика (изыскателя) могут лишь субъекты, имеющие лишь специальную ...

Правовой обычай
Этот вид источника права является наиболее древним. Он возник одновременно с государством и на первых этапах социального развития был основным. Обычаи являются наиболее важными союзниками государственной власти. Они возникают, развиваются и становятся необходимыми для определенной части граждан на ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru