Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин пишут: «Реализация ряда конституционных прав и свобод граждан предполагает принятие федеральных законов. В то же время отсутствие данных федеральных законов в соответствии с Конституцией РФ не может являться непреодолимым препятствием для их реализации и защиты в суде, иных органах власти»7.
Это вытекает из ст. 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Между тем нельзя не отметить, что на практике возникали и возникают препятствия для непосредственной реализации некоторых прав граждан.
Так, длительное время в отсутствие Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (принят в 2002 г.)8 гражданам чинились препятствия в осуществлении права на замену военной службы альтернативной гражданской службой, гарантированного ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации.
Обеспечение прямого действия Конституции в равной степени является обязанностью законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.
Ключевая роль в создании юридических гарантий прямого действия Конституции РФ принадлежит федеральным судам. Суды обеспечивают верховенство Конституции, ее непосредственное применение при разрешении конкретных дел. Судьи обязаны руководствоваться именно Конституцией РФ в случае, если ей противоречит какой-либо иной нормативный акт. Объем такого рода коллизий был особенно велик непосредственно после принятия Конституции Российской Федерации. В этой связи Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление от 31.10.1995. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»9.
В данном постановлении было указано, что «судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует».
Значение и особенности института референдума в некоторых государствах
Значение референдум состоит в том, что он дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Но не стоит считать референдум «панацеей» для демократии, референдум может также стать манипулятивным приемом. Во-первых, вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда д ...
Содержание общего имущества МКД
Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Вне зависимости от того, на каком этаже расположена квартира и сколько человек в ней проживает, собственники помещений обязаны оплачивать содержание, техническое обслуживани ...
Военно-уголовное законодательство современной России
Принятый в 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации в главе 33 предусматривает ответственность за преступления против военной службы и имеет некоторые особенности по сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством (глава 12 УК РСФСР). Воинские преступления по новому УК получили наи ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).