Конституционный Суд Российской Федерации, являясь органом конституционного контроля, руководствуется непосредственно Конституцией Российской Федерации. Он обеспечивает ее прямое действие прежде всего посредством проверки конституционности федеральных законов и иных нормативных актов федеральных органов государственной власти, конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, а также некоторых иных правовых актов. Признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу.
Конституция и текущее законодательство. Помимо прямого регулятивного действия норм Конституции, они также реализуются опосредованно, через нормы текущего законодательства. В этом плане наиболее значимая роль принадлежит федеральным конституционным законам и федеральным законам, предусмотренным Конституцией. Помимо законов, предусмотренных Конституцией, ее положения развиваются и в иных законах, относящихся к конституционному законодательству и иным отраслям законодательства.
Так, предусмотренное ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления получило развитие в Федеральном законе от 30.03.1999. №55-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»10. Принятие данного закона было необходимо, чтобы ввести единые стандарты регулирования и защиты избирательных прав граждан на права на участие в референдуме на всех соответственно выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации: федеральных, региональных (то есть на уровне субъектов Российской Федерации) и местных. Данная задача была тем более актуальна, что в Конституции Российской Федерации в отличие от ранее действовавшей Конституции (Основного закона) РСФСР отсутствовала специальная глава «Избирательная система», в которой бы определялись принципы проведения выборов и референдумов.
Положения Конституции Российской Федерации предопределили обновление всех отраслей российского законодательства. За годы, прошедшие после принятия Конституции Российской Федерации, были приняты Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный, Трудовой, Налоговый, Бюджетный, Градостроительный, Земельный, Лесной, Водный, Жилищный, Семейный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и значительное количество федеральных законов, посредством которых на основе новых конституционных принципов было обновлено регулирование практически всей системы общественных отношений.
Развитие содержания конституционных норм. Конституция РФ как акт, имеющий высшую юридическую силу и содержащий основополагающие нормы для построения всей правовой системы России, стабилизирует развитие этой системы, делает его предсказуемым, исходя из общих правовых принципов, заложенных в Конституции РФ. Гарантией стабильности Конституции Российской Федерации является усложненный порядок внесения в нее изменений и дополнений. Частые изменения Конституции РФ, имевшие место в начале 90-х годов прошлого века, негативно сказывались на практике реализации Конституции РФ, умаляли ее авторитет и нередко дезориентировали текущую законодательную деятельность. Поэтому, как доказывает опыт конституционного развития нашей страны, поправки к Конституции РФ должны являться крайним средством решения конституционно-правовых проблем.
Дайте характеристику суперфиция
Суперфиция — это вещное, отчуждаемое и передаваемое по наследству право пользования строением на чужом земельном участке за установленную плату. Для защиты суперфиция необходимо было предъявить вещный иск. Суперфициарий (обладатель права) мог получить как уже застроенный, так и пустой участок. В по ...
Реклама в Интернет как отдельный вид электронной сделки
В настоящее время достаточно широкое распространение получило такое явление, как интернет-реклама. В соответствии со статьей 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации «реклама, и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное п ...
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
В процессе этого рассмотрения уже не допускаются ни внесение поправок, ни возвращение к обсуждению законопроекта как в целом, так и его отдельных разделов, глав, статей. Поэтому непринятие законопроекта в третьем чтении ведет к прекращению рассмотрения. Но в исключительных случаях и лишь по требова ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).