Заместитель руководителя комитета по конституционному законодательству Дмитрий Вяткин заверил: «Важным результатом объединения двух высших судебных инстанций будет формирование единообразной практики применения законодательства. Это особенно важно в связи с появлением в судах общей юрисдикции подразделений административного судопроизводства, которые будут разбирать споры граждан с властью».
Представитель Государственной Думы в высших судах Владимир Поневежский заявил, что объединение «своевременно и правильно»: «Те коллизии, которые существуют между толкованием и применением законов в Верховном и Высшем Арбитражном Суде, будут устранены».
Полномочный представитель Правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский поддержал идею объединения высших судов: «Это может привести к единообразной судебной практике по всей стране, сокращению аппарата и рационализации расходов на судебную систему. С объединением создаются предпосылки для поднятия престижа и доверия к судебной системе и для обеспечения ее большей реальной независимостью».
Заместитель председателя Верховного Суда РФ в отставке Владимир Радченко напомнил, что разговоры о возможной реорганизации судебной системы ходили еще в Советском Союзе. В. Радченко предположил, что Арбитражный Суд может стать коллегией в системе Верховного Суда или же, напротив, сохранится вся система и слияние произойдет только на уровне руководства. «Я не сторонник того, чтобы ломать то, что работало», ‑ отметил В. Радченко. По его словам, технически объединить суды не так сложно: «В настоящее время такая конструкция существует. Военные суды существуют независимо, но высший орган ‑ Военная коллегия ‑ входит в состав Верховного суда наряду с коллегиями по уголовным и гражданским делам. Теперь, за счет присоединения Верховного Арбитражного Суда, к ним может добавиться четвертая ‑ по хозяйственным спорам. Большой необходимости в объединении я не вижу. То, что нормально работает, на мой взгляд, шевелить не надо».
Объединение Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в единый высший орган судебной власти страны вызвало осторожные и местами противоречивые оценки в юридическом сообществе. Многие юристы настороженно относятся, как они считают, к дискриминационному поглощению судами общей юрисдикции арбитражной части российской судебной системы. Эксперты не видят связи идеи объединения судов с целями судебной реформы и считают такую инициативу политической.
«Если в настоящее время и существует какая-либо необходимость объединения двух высших судов, то она лежит скорее в политической, нежели в правовой плоскости», ‑ полагает руководитель арбитражной практики юридической фирмы VEGAS LEX Кирилл Труханов. «Противоречия в подходах высших судебных инстанций (которые были неизбежны в силу существования двух систем судов) сглаживались путем принятия совместных постановлений пленумов Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда, в связи с чем практической необходимости в объединении судов никогда не возникало», ‑ пишет он.
Депутаты Государственной Думы на заседании «Открытой трибуны», состоявшемся в Государственной Думе 17 октября, также пришли к выводу о том, что слияние Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ приведет к разрушению того полезного, что появилось в российском правосудии за последние 20 лет. Против приятия законопроекта в текущей редакции выступил Высший Арбитражный Суд РФ, направивший отрицательный отзыв на законопроект в Государственную Думу. Отзыв был подготовлен в результате совместной работы профильных управлений аппарата и судей Высшего Арбитражного Суда РФ и подписан для направления в Государственную Думу председателем ВАС Антоном Ивановым. Критике в отзыве подвергался как текст законопроекта, так и планируемый порядок проведения реформы.
Имеются замечания у Высшего Арбитражного Суда РФ и к поправкам к самому тексту Конституции. Больше всего Высший Арбитражный Суд опасается «дестабилизации» гражданских правовых отношений в связи с исключением из Конституции Российской Федерации упоминаний об арбитражно-процессуальном законодательстве (п. «о» ст. 71) и арбитражных судах (ст. 127), что будет означать «упразднение не только Высшего Арбитражного Суда, но и всей системы арбитража». Чтобы ликвидировать пробел, необходимо дополнить ст. 126 Конституции, в которой закреплены полномочия Верховного Суда РФ, упоминанием, что Верховный Суд РФ является высшим органом по делам, подсудным судам не только общей юрисдикции, но и «арбитражным судам и специализированным судам».
Понятие и правовые основы судебно-бухгалтерской экспертизы
Экспертиза - это исследование и решение опытными специалистами вопросов, требующих специальных познаний в области науки, техники, экономики, искусства или других отраслей знаний. Экспертиза есть прикладное исследование конкретного объекта в целях достижения не собственно научного, а прикладного зна ...
Понятие, сущность и признаки пенсии по инвалидности
Пенсии по инвалидности это государственные ежемесячные денежные выплаты, производимые лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, при наличии у них общего трудового стажа предусмотренной законом продолжительности, а при определенных причинах инвалидности - независимо от такого стажа. Пенс ...
«Недобросовестность»
и «злоупотребление правом»: соотношение категорий в российском гражданском
праве
Учащение случаев недобросовестного поведения и злоупотребления правом в современных экономических условиях выявило проблему их соотношения как в науке гражданского права, так и в правоприменительной практике. Для правильного определения их соотношения необходимо выявить содержание категорий «недобр ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).