Специфика бюджетного процесса в муниципальном образовании

Страница 1

Основной бюджетно-финансовой категорией бюджетных отношений выступает бюджетный процесс. Как организационно-финансовую категорию бюджетный процесс необходимо рассматривать с двух позиций: узкой (технической, юридической) и широкой (экономической).

С узкой позиции бюджетный процесс представляет собой деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. С широкой позиции, бюджетный процесс – это комбинированная категория, включающая в себя собственно процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; бюджетное право; систему бюджетов; бюджетную систему и бюджетный механизм, т.е. систематизирующая весь комплекс отношений организации и управления бюджетами всех уровней власти посредством бюджетного механизма, закрепленных норм бюджетно-налогового права.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетный процесс как «регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности».

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнение осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, устанавливаемых Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом РФ, и ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией.

С экономической точки зрения бюджетный процесс имеет определенные стадии. В одном бюджетном цикле стадии бюджетного процесса следуют друг за другом строго последовательно. Но все же, на практике стадии могут осуществляться одновременно. Например, с исполнением бюджета готовится проект бюджета на следующий финансовый год, а также формируется отчет исполнения бюджета, реализуется аналитическая и контрольная деятельность. Все же, некоторые вопросы методологии, процедуры технологического характера остаются не достаточно проработанными в законодательстве.

В научной литературе формирование бюджета муниципального образования проходит 4 стадии (рис.2):

Рисунок 2 Стадии бюджетного процесса

Проанализируем каждую из стадий бюджетного процесса, выделим ее особенности и сложности ее исполнения.

Составлению проектов бюджета предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития муниципального образования, включая подготовку сводных финансовых балансов, которые входят в основу проекта бюджета.

Таким образом, бюджетное планирование и прогнозирование является неотъемлемой частью бюджетного процесса, при котором формируются основные показатели бюджета, оцениваются его доходные возможности с позиции установленных расходных обязательств.

Качество бюджетного планирования определяется не только совпадением планируемых и фактических сумм доходов и расходов, но и определением резерва роста доходов и поиском направлений оптимизации расходов, то есть их сокращение.

Для обеспечения качества бюджетного планирования на муниципальном уровне и эффективного выполнения бюджетного процесса необходимо соблюдать определенных условий, подразделяющиеся на объективные и субъективные (См. таблица 2).

Сравнительный анализ плановых и отчетных показателей бюджета свидетельствует о том, что формирование первоначального бюджетного плана носит весьма приблизительный характер. При оценке деятельности органов власти муниципального образования необходимо это учитывать. Это позволит повысить заинтересованность в качестве бюджетных планов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Стратегическое планирование
Стратегическое планирование на предприятии отсутствует. Существуют лишь общие планы будущей деятельности, направленные на реорганизацию предприятия. В будущем предполагается акционирование предприятия, но конкретного плана действий нет. Сертификация продукции Так как предприятие производит услуги, ...

Структура Конституции Российской Федерации
Структура Конституции представляет собой подразделение ее текста на отдельные элементы, обусловленное содержанием и значением конституционных норм (см. Приложение 1). Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы, 9 глав, входящих в раздел первый, а также второго раздела, содержащего заключ ...

Принципы пенитенциарной социальной работы
Принципы социальной работы являются одновременно и элементами научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Они делятся на общефилософские, общенаучные (организационно-деятельностные, социально-политические, психолого-педагогические и др.) и специфические принципы социальн ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru