Специфика бюджетного процесса в муниципальном образовании

Страница 1

Основной бюджетно-финансовой категорией бюджетных отношений выступает бюджетный процесс. Как организационно-финансовую категорию бюджетный процесс необходимо рассматривать с двух позиций: узкой (технической, юридической) и широкой (экономической).

С узкой позиции бюджетный процесс представляет собой деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. С широкой позиции, бюджетный процесс – это комбинированная категория, включающая в себя собственно процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; бюджетное право; систему бюджетов; бюджетную систему и бюджетный механизм, т.е. систематизирующая весь комплекс отношений организации и управления бюджетами всех уровней власти посредством бюджетного механизма, закрепленных норм бюджетно-налогового права.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетный процесс как «регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности».

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнение осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, устанавливаемых Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом РФ, и ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией.

С экономической точки зрения бюджетный процесс имеет определенные стадии. В одном бюджетном цикле стадии бюджетного процесса следуют друг за другом строго последовательно. Но все же, на практике стадии могут осуществляться одновременно. Например, с исполнением бюджета готовится проект бюджета на следующий финансовый год, а также формируется отчет исполнения бюджета, реализуется аналитическая и контрольная деятельность. Все же, некоторые вопросы методологии, процедуры технологического характера остаются не достаточно проработанными в законодательстве.

В научной литературе формирование бюджета муниципального образования проходит 4 стадии (рис.2):

Рисунок 2 Стадии бюджетного процесса

Проанализируем каждую из стадий бюджетного процесса, выделим ее особенности и сложности ее исполнения.

Составлению проектов бюджета предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития муниципального образования, включая подготовку сводных финансовых балансов, которые входят в основу проекта бюджета.

Таким образом, бюджетное планирование и прогнозирование является неотъемлемой частью бюджетного процесса, при котором формируются основные показатели бюджета, оцениваются его доходные возможности с позиции установленных расходных обязательств.

Качество бюджетного планирования определяется не только совпадением планируемых и фактических сумм доходов и расходов, но и определением резерва роста доходов и поиском направлений оптимизации расходов, то есть их сокращение.

Для обеспечения качества бюджетного планирования на муниципальном уровне и эффективного выполнения бюджетного процесса необходимо соблюдать определенных условий, подразделяющиеся на объективные и субъективные (См. таблица 2).

Сравнительный анализ плановых и отчетных показателей бюджета свидетельствует о том, что формирование первоначального бюджетного плана носит весьма приблизительный характер. При оценке деятельности органов власти муниципального образования необходимо это учитывать. Это позволит повысить заинтересованность в качестве бюджетных планов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Основные и дополнительные обязанности работодателя
Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих н ...

Определение правовой карты мира
Для всех существующих на земном шаре национальных правовых систем в компаративистской литературе употребляются термины «правовая карта мира» (В.А. Туманов), «юридическая география мира» (В. Кнапп), «сообщество» правовых систем (Ж. Сталев) и т.д. Названные термины охватывают национальные правовые си ...

Порядок изменения Конституции Российской Федерации
В Конституции закреплены гарантии ее стабильности, неизменности, которые выражаются в усложненном порядке ее изменения. Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации установлен в гл. 9 Конституции. Кроме того, порядок принятия и вступления в силу поправок к ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru