Признание за собственником его прав на принадлежащее ему имущество предполагает также охрану этих прав от посягательств третьих лиц. В нашем обществе не может быть все идеально, потому что всегда появляются силы, нарушающие правила человеческого общежития. Поэтому право призвано не только регулировать общественные отношения, но и охранять их. Из всего комплекса охраняемых прав необходимо выделить охрану гражданских прав, а, именно, субъективных гражданских прав, в число которых входит право собственности, являющееся наиболее весомым в системе вещных прав.
Исследуя работы многих авторов, можно сделать вывод о том, что охрана гражданских прав, к числу которых относится право собственности, может осуществляться посредством как регулятивных норм, таких и охранительных норм. В частности, С.В. Киселев считает, что в основе охраны субъективных гражданских прав лежат регулятивные и охранительные гражданско-правовые нормы. Целью регулятивных норм является регулирование нормальных положительных, полезных для общества общественных отношений, целью охранительных норм – защита нарушенных прав и интересов, восстановление правового положения, существовавшего до нарушения. М.В. Перова пишет, что гражданско-правовая охрана права собственности и иных вещных прав осуществляется, по сути, с помощью всей совокупности гражданско-правовых норм, обеспечивающих нормальное и беспрепятственное развитие рассматриваемых отношений. Таким образом, для нормального осуществления прав собственника в отношении принадлежащей ему вещи, необходим комплекс правовых норм, признающих, регулирующих и охраняющих его право на данную вещь. Это и будет являться охраной права собственности.
По сей день остается спорным вопрос соотношения понятий охраны и защиты субъективных гражданских прав.
Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев определяют охрану гражданских прав в широком смысле, под которой понимается совокупность всех мер, которые направлены на реализацию субъектом своего права. К ним относятся меры правового, экономического, организационного, политического характера. А также они выделяют понимание охраны в узком смысле слова. В этом случае в него включаются лишь те предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании. В целях избежания терминологической путаницы охрану в узком значении этого слова принято именовать защитой гражданских прав. Этой же позиции придерживаются В.П. Камышанский, Е.А.Суханов, которые утверждают что, защита более узкое понятие, применяемое к случаям нарушения прав.
Другие ученые-цивилисты разграничивают понятия охрана и защита субъективных гражданских прав на различные категории. Так, М.В. Перова считает, что под защитой права собственности следует понимать совокупность гражданско-правовых способов мер, которые применяются в определенных формах для устранения угрозы нарушения права, а также пресечения нарушения и восстановления нарушенного права собственности. И с этим утверждением можно согласиться, поскольку охрана права собственности – постоянная его составляющая, которая не ограничивается какими-либо временными рамками, т.е. существует постоянно, пока вещь находится в хозяйственном господстве собственника. Защищать свое право на вещь собственник будет только тогда, когда его право будет нарушено кем-либо из третьих лиц. Основываясь на этом утверждении, можно сделать вывод о том, что он никогда не прибегнет к защите своего права, если его никто не будет нарушать, поскольку изначально право собственности является абсолютным правом.
Защита нарушенного права собственности осуществляется различными предусмотренными гражданским законодательством способами, т.е. материально-правовыми мерами принудительного характера, которые используются для восстановления или признания нарушенных прав и воздействия на нарушителя. Существует также механизм реализации данных мер, определяющий последовательность применения норм гражданского права, который зависит от избранного способа защиты. На сегодняшний день нет однозначного понимания механизма защиты права собственности и его структурных элементов. Ю.Л. Ламейкин считает, что механизм защиты права собственности – это частный случай механизма правового регулирования вообще. Совокупность используемых для этого средств и образует механизм защиты права собственности. Эти средства различны, но важнейшее место среди них занимают вещно-правовые иски как специально направленные на защиту абсолютного права собственности. С.В. Киселев сформулировал механизм защиты права собственности как систему, определяющую порядок реализации способов защиты, который обеспечивает восстановление нарушенного права, либо пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Данному механизму присущи свои взаимосвязанные элементы, такие как: принятие решения о защите нарушенного права, выбор способа защиты, адекватно характеру правонарушения, реализация выбранного способа, в зависимости от формы защиты, восстановление нарушенного права. С этим утверждением можно согласиться, поскольку механизм представляет собой динамическую структуру с последовательной реализацией всех звеньев этой системы, определенной законодательством. Собственник вещи, права которого нарушены, сам принимает решение о защите своего права, избирает для этого все, предусмотренные законом средства и способы, реализует свое право на защиту в целях восстановления права собственности. Реализация права собственника на защиту осуществляется в рамках формы защиты, под которой понимается совокупность внутренне согласованных организационных действий, направленных на восстановление прав собственника. Существует два основных вида форм защиты – юрисдикционная и неюрисдикционная. Первая представляет из себя деятельность компетентных органов власти, направленную на защиту нарушенных или оспариваемых субъективных прав лиц, обращающихся к ним. Такими органами власти являются суды, исполнительные органы власти и др. В свою очередь, в юрисдикционной форме защиты выделяется общий и специальный порядок защиты нарушенных прав. По общему правилу, защита нарушенных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется судами (общей юрисдикции, арбитражными, третейскими судами, Конституционным судом РФ) в зависимости от их компетенции. В качестве специального порядка защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов выступает административный порядок защиты, который должен быть прямо предусмотрен законом. Жалобы от собственников рассматриваются исполнительными органами власти, также уполномоченными разрешать споры между собственником и третьими лицами. Возможно применение смешанного административно-судебного порядка, предусмотренного законом. В данной ситуации собственник сначала обращается в орган исполнительной власти, а затем в суд.
Роль государства в решении глобальных проблем современности
Какие глобальные вопросы могут быть решены в правовых, и внеправовых формах? Общепризнанная классификация форм управленческой деятельности в юридической литературе отсутствует, при этом существует многообразие форм их направленности и различное конкретное содержание. Однако, несмотря на неоднозначн ...
Общая характеристика наказания как формы юридической
ответственности
Наказание - применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение. Наказание может использоваться для формирования у индивидуума социально приемлемой модели поведения и социальных посту ...
Понятие безработного гражданина
Прежде чем рассмотреть понятие безработного гражданина, необходимо определиться, что же означает безработица. Безработица – это социальное явление, характерное почти для всех стран. Она вызывается различными причинами и оказывает отрицательное воздействие, как на конкретного гражданина, так и на по ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).