Рассматривая вопросы предоставления земельных участков, нельзя не осветить проблемы их изъятия, поскольку эти аспекты находятся в тесной взаимной связи. Среди вещных прав особое место занимает право собственности. В настоящее время в гражданском законодательстве отсутствует определение права собственности, но в п.1 ст. 209 ГК РФ дано его содержание: "собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом". В англосаксонском праве содержание права собственности характеризуется значительно большим количеством правомочий собственника, которые в своих сочетаниях дают несколько сот вариантов осуществления права собственности. При этом в любых сочетаниях правомочий собственника выделяется его право на безопасность, что наиболее важно для субъекта права собственности на земельный участок. В российском гражданском законодательстве право на безопасность не входит в содержание права собственности, оно гарантировано Конституцией РФ. В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции РФ "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения".
Имущественное право на земельный участок - является самостоятельным объектом гражданского права, который возникает в процессе самостоятельного, независимого от вещи гражданского оборота, как объект правового регулирования. В рассматриваемой проблеме земельный участок становится объектом гражданского права, при условии если он не изъят из оборота, не ограничен в обороте или имеет денежную оценку в объеме прав на земельный участок и включает право на возмещение ущерба, причиненного имущественной собственности гражданина.
Анализируя нормы российского законодательства, регулирующее правоотношения в земельном обороте, следует акцентировать внимание на том, что субъективное гражданское право на земельный участок определено как право, установленное в законодательном или договорном порядке, гарантирующее реализацию правомочий правообладателя земельного участка. Полномочия при этом определяются исходя из вида субъективного права лица на земельный участок, право на требование соответствующего поведения от других и наличие возможностей устранения вмешательства третьих лиц в сферу хозяйственной деятельности. При этом реализуется право на защиту, в рамках охранительного гражданского правоотношения.
Выделим особенности публично-правового режима земельного участка. На основании закона субъективное право может быть ограничено на земельный участок и даже принудительно прекращено решением государственного, муниципального или судебного органа.
Порядок ограничения субъективных гражданских прав, можно установить в следующих условиях:
защита прав и интересов третьих лиц;
общественная и государственная безопасность;
охрана окружающей среды.
Исходя из изложенного необходимо отметить, что ограничение права на земельный участок не может осуществляться с намерением причинить вред правообладателю земли. Ограничение права не подразумевает возникновение привилегий для одних субъектов прав на землю и дискриминационные последствия для других. Решения государственных и муниципальных органов не должны способствовать ограничению субъективных гражданских прав на земельный участок, иначе это может быть квалифицировано как злоупотребление правом. Пределы ограничения субъективных гражданских прав на земельный участок должны предполагать нравственную основу гражданско-правового регулирования, строится на принципах добросовестности, справедливости и разумности.
До настоящего времени исследователи в области гражданского права не пришли к единому пониманию основных категорий института принудительного изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В науке гражданского права не решены многие правовые проблемы, среди которых главными являются те из них, которые связанны с понятиями "государственные и муниципальные нужды", "выкупная цена", "равноценное возмещение", "имущественное право на земельный участок" и др. Поскольку, с одной стороны, в соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля признается национальным достоянием, а с другой стороны, она может находиться в частной собственности, данные проблемы вызваны, прежде всего, столкновением публично-правовых и частноправовых интересов. Формирование законодательства, которое гарантирует поддержание баланса прав, обеспечивающих защиту публичных и частных интересов, требует четкого выделения и определения в правовых нормах понятия публичного интереса и защищаемых им принципов. Это связано прежде всего с тем, что в настоящее время институт принудительного изъятия земельных участков основан на приоритете принципа защиты лишь государственной и муниципальной собственности, что противоречит принципам и нормам конституционного права, в соответствии с которыми защищаются равным образом все формы собственности.
Что является законодательной базой
для разработки договоров подряда в России
Законодательной базой для разработки договоров строительного подряда в России, помимо Гражданского кодекса РФ [1], являются Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Методические рекомендации по составлению договоров под ...
Особенности объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ
Объективную сторону состава преступления можно определить как совокупность указанных в законе признаков, характеризующих внешний акт конкретного общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным законом объект. Тарханов И.А. определяет объективную сторону преступления как «процесс обществ ...
Защита прав собственности, развитие рыночных институтов
Считаю, что реальное партнерство бизнеса и власти должно выразиться в законодательном оформлении следующих решений: запрет на конфискацию имущества и товаров во внесудебном порядке; отмена бюджетного планирования и доведения до государственных органов планов по сбору штрафов и объему конфискованных ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).