В России больше 80 субъектов федерации. К сожалению, не в каждом субъекте есть общественные объединения, которые согласны уже сейчас этот контроль осуществлять. Много общественных организаций в Москве, в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, других крупных городах, но их очень мало в отдаленных регионах.
Поэтому в целом Министерство юстиции поддерживает идею общественного контроля, но есть заинтересованность в том, чтобы эта система была более внятной, чтобы была уверенность в том, что она реально будет работать.
Пенитенциарная система и общественный контроль в Армении. В связи с вхождением Армении в Совет Европы в стране начался процесс активного правового реформирования, в том числе в пенитенциарной системе. В октябре 2001 года начался процесс передачи сизо и колоний из ведения министерства внутренних дел в ведение министерства юстиции. Последний шаг в этом направлении был сделан 1 января 2003 года, когда следственный изолятор министерства государственной безопасности был переведен в ведение министерства юстиции. Изоляторы временного содержания, где задержанные лица могут по закону содержаться 72 часа, остались в ведении министерства внутренних дел.
После передачи СИЗО и колоний система стала более открытой, доступ общественных организаций стал более легким. За последние два года случаев запрета на посещение таких заведений зафиксировано не было. Министерство юстиции действительно настроено на конструктивное сотрудничество с неправительственными организациями.
В феврале 2002 года был принят новый закон Республики Армения «О содержании задержанных и арестованных лиц». В этом законе в большей мере, чем в советском законодательстве, защищены права человека. В частности, кардинально изменились положения, регулирующих связь с внешним миром как для задержанных, так и для арестованных, содержащихся в СИЗО. До вступления закона в силу свидание и переписку мог разрешить орган, ведущий следствие. При этом свиданий и разрешенных случаев переписки практически не было. В настоящее время отсутствуют препятствия в получении свидания, кроме тех случаев, когда свидания прямо запрещены органом, ведущим следствие. Сейчас также разрешена переписка арестованных лиц, которая не может быть запрещена, но может быть подвергнута цензуре по решению суда, и только если есть необходимость сохранения тайны следствия.
В ходе работы над проектом по мониторингу «Право на связь с внешним миром в следственных изоляторах Армении», который был реализован нашей организацией в 2001 году, было выявлено, что на 100 заключенных приходилось всего лишь одно свидание. Повторный мониторинг, проведенный в 2002 году, показал, что после вступления закона в силу были выявлены лишь единичные случаи запрета на свидания. Новый закон предусматривает как минимум два свидания в месяц длительностью в три часа. Свидание может быть предоставлено с близкими родственниками, представителями СМИ и иными лицами.
Нововведением в осуществлении права арестованных и осужденных на связь с внешним миром явилось установление телефонной связи. Теперь в СИЗО и колониях работают телефонные автоматы. Заключенные имеют право и реальную возможность звонить с определенной периодичностью. Частота звонков зависит от количества установленных телефонных автоматов; в среднем на каждого арестованного приходится один звонок в неделю.
В то же время есть серьезные проблемы, связанные с применением закона. Отсутствуют подзаконные акты; в частности, до сих пор не принят новый внутренний устав СИЗО. В результате администрация вынуждена интерпретировать закон самостоятельно, что вносит элемент субъективности при принятии решений. Есть ряд проблем, связанных с механизмом проведения свиданий. В законе не оговорено, с кем, помимо близких родственников и представителей СМИ, заключенные имеют право на свидание. То есть, не понятно, что подразумевается под термином «иные лица»?
Проблема относительной самостоятельности государства
Каковы, на Ваш взгляд, причины расхождений во взглядах по этому вопросу? Принудительный характер власти государства, монополия на применение насилия делает его основой политической системы. При этом государство обладает относительной самостоятельностью в обществе. Выражая в условиях демократии инте ...
Система федеральных судов
В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает ...
Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП
Начнем с управленческих механизмов целевых программ, которые нуждаются в изменении. Эффективное межведомственное взаимодействие требуется не только на межпрограммном и программном уровнях, но и применительно к отдельным мероприятиям. Междисциплинарность многих программ обусловливает наличие даже на ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).