Анализируя вышеприведенные модели и сравнивая их с известной российской практикой легализации преступных доходов, представляется возможным выявить ряд имеющихся у всех них общих недостатков, которые не позволяют во многих случаях наложить на существующие описания процесса легализации преступных доходов имеющийся на практике порядок действий преступных элементов.
Так, например, во всех вышеприведенных моделях процесс отмывания преступных доходов начинается с введения наличных денежных средств в банковскую систему. Это обусловлено тем, что на начальном этапе функционирования общемировой системы противодействия легализации преступных доходов (как раз в то время создавались обозначенные модели) в качестве предикатных преступлений рассматривались преимущественно преступления в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, незаконного оборота оружия, проституции, т.е. те виды преступных деяний, доход от которых формируется в основном в наличной форме.
Вместе с тем согласно недавним исследованиям Международного валютного фонда, в числе лидеров по потенциалу отмывания доходов во всем мире, и в том числе в России, являются различного рода мошенничества с государственными средствами и средствами крупных корпораций, а также преступления в финансовой сфере, доходы от которых генерируются в основном в безналичной форме, что ставит под сомнение текущую адекватность известных классификаций процесса легализации преступных доходов.
Другим существенным, по нашему мнению, недостатком является отсутствие учета во всех вышеприведенных моделях описания стадии планирования и подготовки операций по легализации преступных доходов, в рамках которых определяется схема отмывания, а также в зависимости от особенностей данной схемы формируется круг лиц, вовлеченных в схему, регистрируются компании, в том числе фиктивные, открываются банковские счета, при необходимости приобретаются или изготовляются поддельные документы и т.д. Как известно, в любой из сотен монографий по менеджменту, изданных по всему миру, сказано, что любой бизнес-процесс, а легализацию преступных доходов можно отнести к данной категории, начинается со стадий целеполагания и планирования, являющихся ключевыми. Таким образом, отвергать стадию планирования и подготовки отмывания преступных доходов представляется ошибочным. Тем более значимое число внутрибанковских процедур, направленных на противодействие легализации преступных доходов, прежде всего стандарты «знай своего клиента», направлено на выявление признаков легализации преступных доходов, образованных на стадии планирования и подготовки преступного деяния.
Принимая во внимание изложенное, позволим себе предложить альтернативную модель процесса легализации преступных доходов. В связи с тем, что предлагаемая нами модель предусматривает возможность поступления денежных средств в банковскую систему как наличным, так и безналичным путем, назовем ее универсальной моделью процесса легализации преступных доходов.
На стадии организации происходят планирование и подготовка процесса легализации преступных доходов, описанные выше: определяется схема отмывания, а также с учетом особенностей схемы формируется круг вовлеченных в нее лиц, регистрируются компании, открываются банковские счета и т.д.
Этапы становление местного самоуправления на Руси
Екатерины II стремилась ввести в местное управление новые начала — децентрализации и самоуправления, в то время как в предшествующий период местное управление было обыкновенно централизованным, а самоуправление если и существовало, то опять же имело лишь повинностный характер и было настолько же це ...
Законодательный процесс в субъектах Российской
Федерации
Законодательный процесс в субъектах Федерации является разновидностью правотворческого процесса и представляет собой систему процедур, последовательно осуществляемых органами государственной власти и связанных с рассмотрением законопроектов, их опубликованием и вступлением в силу. Как известно, фед ...
Пути совершенствования законодательства о защите граждан от безработицы
Следует выделить следующие предложения по изменению действующего законодательства с позиции социального государства, что будет реально способствовать повышению социальной защищенности граждан России от безработицы и их занятости. Во-первых, это обязательства государства, а во-вторых – обязательства ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).