Противодействие легализации преступных доходов, в том числе ее предупреждение, оказалось бы практически невозможным без участия организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и адвокатов, нотариусов, индивидуальных предпринимателей, предоставляющих юридические и бухгалтерские услуги. На данных лиц Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» возлагается реализация обязательных процедур внутреннего контроля; организации, кроме того, участвуют в реализации обязательного контроля. Подобные меры способствуют ограничению доступа криминальных капиталов на рынок финансовых услуг, получению информации об операциях, связанных с отмыванием доходов, полученных в результате совершения преступления. Неисполнение закона может привести к вовлечению в сомнительные операции, что связано с рисками не только финансовых, но и репутационных потерь, применения юридических санкций.
Следует отметить, что первоначально финансовые организации без восторга встретили введение в российскую практику международных стандартов противодействия легализации преступных доходов, воспринимая это как излишнюю нагрузку и препятствие для работы с клиентами.
В настоящее время меры противодействия легализации преступных доходов встречают все большее понимание со стороны банков и иных финансовых организаций, что связано с развитием законной предпринимательской сферы, привлечением иностранных инвестиций.
В качестве положительного примера можно привести инициативу Ассоциации российских банков по созданию комитета по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Понятие внутреннего контроля раскрывается в ст. 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со ст. 7 указанного закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
1) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании;
2) предпринимать меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей;
3) систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях;
4) документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.
Обязательная идентификации клиента, предусмотренная п. 1 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» включает в себя установление сведений о физическом и юридическом лице, что особенно важно при установлении отношений с новым клиентом. В качестве такового рассматривается юридическое или физическое лицо, участвующее в правоотношениях с субъектом внутреннего контроля в рамках сделки, профессионального посредника, и любое лицо, связанное с операцией. В целях идентификации организация собирает сведения о клиенте, документы, являющиеся основанием совершения банковских операций и иных сделок, а также иную необходимую информацию.
Действенная идентификация должна включать в себя не только сбор и фиксирование предоставляемой клиентами информации, но и ее анализ, проверку и хранение. В целях обеспечения полноты проводимой проверки организации вправе получить у органов исполнительной власти сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, данные об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших лиц. В случае необходимости организации могут использовать иные дополнительные источники информации, доступные на законных основаниях.
Отметим, что на практике такие возможности не всегда реализуются из-за высокой стоимости услуги или закрытости баз данных, что требует создания механизма информационного обмена между государственными органами и организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в электронном виде, желательно на безвозмездной основе.
Вопросы правового регулирования судебной системы с учетом последних
изменений конституции Российской федерации
Судебная власть ‑ это особая форма деятельности государства, осуществляющая свои властные полномочия специально созданными государственными органами - судами - в строго установленной законом процессуальной форме в сфере защиты конституционного строя, прав и законных интересов человека и гражд ...
Федеральное Собрание Российской
Федерации
Федеральное Собрание — парламент России — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации полномочия Федерального Собрания закреплены в главе 5 (ст. 94–109). Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная ду ...
Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет
Так как гражданство подразумевает под собой определенные права и обязанности то по действующей Конституции "гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет". Гражданин Российской Федерации вступает в различные общественные ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).