Право и закон » Воинские преступления - сравнительно-правовой анализ » Становление дореволюционного военно-уголовного законодательства России

Становление дореволюционного военно-уголовного законодательства России

Страница 6

В Воинском уставе предусматривался порядок определения наказаний в случае совершения военнослужащим общеуголовных преступлений. При этом лица военного ведомства подвергались наказаниям на основании общеуголовных законов (ст. 242, 272 Воинского устава о наказаниях), применяемых с соблюдением особых правил, предусмотренных разделом четвертым Воинского устава о наказаниях. Поскольку существовал ряд общеуголовных наказаний, которые к лицам военного ведомства не применялись, в Приложении к Уставу имелась таблица, по которой осуществлялась замена таких наказаний на наказания, предусмотренные для лиц военного ведомства.

Устав содержал и указания как на неприменение к военнослужащим ряда общеуголовных наказаний, так и на назначение более строгих наказаний, нежели предусматривала санкция статьи. Например, если Уголовным уложением предусматривалось наказание в виде бессрочной каторги, то она заменялась военнослужащим на смертную казнь, а вместо срочной каторги назначалась бессрочная каторга.

В Воинском уставе о наказаниях содержались нормы, предусматривающие особую, как правило, повышенную ответственность военнослужащих за совершение ряда преступлений, установленных Уложением. Так, согласно ст. 2733 военнослужащий, совершивший преступление, предусмотренное ст. 108 (государственная измена), «во всех случаях наказывается смертной казнью». Из этого следует, что в Воинском уставе о наказаниях содержались нормы, определяющие уголовную ответственность военнослужащих за совершение некоторых общеуголовных преступлений.

Устав содержал подробное изложение обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, причем перечень последних был исчерпывающим. Предусмотрено было усиление ответственности за совершение преступлений в соучастии.

Преступления против военной службы в Уставе были распределены по 13 главам (раздел II). Кроме этого, в двух главах (раздел III) были предусмотрены преступления, совершаемые в местностях, объявленных на военном положении либо подчиненных командующим армиями или командирам отдельных корпусов (ст. 243-271). Преступления, совершаемые как военнослужащими, так и лицами гражданского звания, и наказания лиц, содержащихся в дисциплинарных частях, находились в разделах IV-V (ст. 272-282). Действующее военно-уголовное законодательство России содержит незначительное количество деяний, отнесенных к преступлениям против военной службы, поскольку в нем используется обобщенный способ описания преступлений, позволяющий охватить некоторое множество деяний. Однако, как уже упоминалось, Воинский устав о наказаниях превосходил современное военно-уголовное законодательство по количеству деяний, образующих воинские преступления.

Система преступлений, представленная в Воинском уставе о наказаниях, примерно такова, как она представлена в главе 33 действующего УК РФ: это деяния против порядка прохождения военной службы, подчиненности и воинской чести, против порядка сбережения военного имущества, нарушения обязанностей специальных видов военной службы (во время боевого дежурства и в карауле). Преступления по военной службе в подавляющем своем большинстве были сконструированы с умышленной формой вины.

В Воинском уставе отсутствовали составы преступлений против порядка пользования военно-техническими средствами. В то же время в Уложении нашли полное отражение нарушения правил обращения с техническими источниками повышенной опасности (ст. 464, 474). Предусматривалась ответственность за причинение смерти и телесного повреждения вследствие несоблюдения виновным правил осуществления его рода деятельности. В главе десятой (ст. 222-229) предусматривались составы преступлений против установленного порядка обращения с оружием, взрывчатыми веществами и снарядами.

Ответственность должностных лиц в Воинском уставе о наказаниях разделялась на две группы. В двух главах предусмотрена ответственность за нарушение общих обязанностей по службе: о превышении власти и противозаконном бездействии (ст. 141-152), о слабом за подчиненным надзоре и злоупотреблении властью в сношениях начальника с подчиненными (ст. 173-189). Две главы содержали нарушения должностными лицами особых должностных функций: по управлению военным имуществом, по возведению казенных строений, зданий и иных сооружений по военному ведомству и т. д. Отдельные составы преступлений, совершаемые воинскими должностными лицами, помещены в общих главах.

В III раздел (ст. 243-271) Воинского устава о наказаниях были включены преступления военного времени, которые в современном УК РФ не представлены.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Предмет договора подряда
Особая сложность конструкции договора подряда повлекла за собой то, что представление о подряде является не всегда однозначным. Это выражается и в расхождениях относительно смысла предмета договора. В литературе с учетом легальных определений были высказаны разные мнения по поводу предмета договора ...

Стадия обсуждения законопроекта в Государственной Думе
Сам факт утверждения вопроса о рассмотрении законопроекта в повестке дня заседания законодательного органа служит процессуальным основанием перехода от стадии законодательной инициативы к стадии обсуждения законопроекта. Стадию обсуждения законопроект проходит перед утверждением его в качестве зако ...

Форма и реквизиты закладной
Рассмотрим понятие обязательных реквизитов и формы ценной бумаги. Как и любой другой ценной бумаге, закладной присущи определенные обязательные реквизиты и определенная форма. При этом, в соответствии со ст. 144 ГК РФ, отсутствие обязательных реквизитов закладной, как ценной бумаги, или несоответст ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru