Право и закон » Воинские преступления - сравнительно-правовой анализ » Становление дореволюционного военно-уголовного законодательства России

Становление дореволюционного военно-уголовного законодательства России

Страница 2

Развитие основных институтов государства и усиление центральной власти обусловили кардинальные изменения в военной организации общества. Это потребовало дальнейшей разработки нормативных актов, регулирующих круг служебных обязанностей и персональной ответственности военнослужащих и должностных лиц войска. Происходит формирование законодательства, объединяющего нормы военного и уголовного права, получившего в дальнейшем название военно-уголовного.

Первым таким законодательным актом стал «Устав ратных, пушкарских и других дел, касающихся до военной науки», изданный в 1621 г. Он явился собранием передовых взглядов того времени на устройство армии и ведение боевых действий различными родами войск, управление ими. Центральное место в Уставе было уделено регламентации военной службы, должностных обязанностей и определению воинской дисциплины. В Уставе содержались положения и об ответственности за воинские преступления. Преступления были разделены на две основные категории: нарушения специальных обязанностей военной службы и нарушения общеуголовные, но связанные с исполнением обязанностей военной службы. К первой группе были отнесены: ослушание и неисполнение приказа; самовольное оставление службы; допуск к пушке посторонних лиц; самовольная отлучка от пушки; неимение своей пушки в постоянной готовности к выстрелу; утрата, продажа и небрежное хранение пороха, ядер и прочих боевых припасов; недонесение об известной измене; сношение с лицами, находящимися на неприятельской стороне, без разрешения начальника; пьянство до неспособности исполнять свою должность и др. Ко второй, общеуголовной, группе преступлений были отнесены: разорение мельниц; ограбление церквей и занятие их под квартиры; уход за стан на грабеж или добычу; разорение, грабеж населения и «проление» их крови и др.

Радикальность решаемых в то время военных задач обусловила и непомерную строгость уголовной репрессии, широкое применение смертной казни, которая назначалась даже за совершение таких правонарушений, как самовольная отлучка в непосредственной близости от неприятеля, неимение пушки в постоянной готовности к выстрелу, утрата боевых припасов. Большинство же санкций, что было свойственно для уголовных наказаний того времени, были абсолютно неопределенными (наказание «с нещадною строгостью», «великое и жестокое», «по обстоянию дела», «без пощады» и т. д.).

Особое место в развитии военно-уголовного законодательства принадлежит Соборному уложению царя Алексея Михайловича 1649 г. Наряду с более четкой дифференциацией воинских преступлений в Уложении появляются и элементы системы наказаний как общих, так и воинских. Широко представлены деяния, выражающиеся в уклонении от военной службы (побег со службы, побег с ратного поля, пособничество в побеге), общеуголовные преступления против мирного населения и сослуживцев (изнасилование, убийство, нанесение побоев, кража, грабеж и др.). Были установлены более конкретизированные наказания. Наряду со смертной казнью впервые в качестве уголовного наказания законодательно закрепляется лишение свободы, исполнение которого предусматривалось в нескольких видах. Широкое распространение получают телесные наказания (отсечение руки, ноги, уха, носа и т. д.). В качестве уголовного наказания предусматривались конфискация имущества и денежные взыскания.

Учреждение регулярной армии, выработка новых принципов военного искусства явились основными объективными причинами, потребовавшими активного развития военного и военно-уголовного законодательства. Эти процессы были связаны с военными реформами Петра I. Армию необходимо было обучить, воспитать, организовать ее управление и руководство, определить обязанности солдат и офицеров, подчиненных и начальников, установить основания, пределы и виды ответственности за нарушение данных обязанностей. В основу создания новой регулярной армии по западно-европейскому образцу были положены всеобщая воинская повин-ность, централизованное руководство и единоначалие, жесточайшая воинская дисциплина, что потребовало разработки правовых средств решения указанных задач.

Уже в 1701-1702 гг. издается «Уложение, или право воинского поведения генералов, средних и меньших чинов и рядовых солдат», а в 1706 г. — «Краткий артикул». В них в целом сохранялись прежние военно-уголовные нормы, предусматривающие ответственность за уклонение от военной службы, преступления против воинской подчиненности (неповиновение, оскорбление начальника, должностные преступления, клятвопреступления, преступления против военного имущества, преступления против порядка несения специальных служб (отлучка с поста, сон и пьянство на посту), преступления против местных жителей, половой нравственности и другие. Указанные законоположения ужесточали наказания, среди которых широкое применение получали смертная казнь, членовредительские наказания (отсечение ноги, руки, уха, носа и т. д.), каторга. Предусматривались и другие, более мягкие наказания, например, разжалование в рядовые, вычеты из жалованья, «употребление начальников на службу за рядового» и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Органы управления промышленностью в СССР в 1950-1960 годы XX в
В послевоенный период продолжала функционировать сложившаяся в 1930 – х г.г. отраслевая система управления. Во главе каждой отрасли стоял промышленный наркомат, управлявший подведомственными предприятиями на территории всей страны. В марте 1953 года умер Сталин. Его кончина вызвала импульсивное стр ...

Конституции РСФСР 1925 и 1937 годов
Последующая советская Конституция, утвержденная XII Всероссийским Съездом Советов от 11 мая 1925 года, несколько смягчила тот революционный характер предыдущей Конституции, о котором говорилось выше. Кроме того, принятие этого акта ознаменовало собой новый этап в формировании государственности в Ро ...

Управление многоквартирными домами
Жилищный кодекс РФ возложил на собственников помещений в многоквартирном доме обязанность выбрать одну из закрепленных в ч. 2 ст. 161 форм управления прямое (непосредственное) управление или непрямое управление, включающее опосредованное управление через ТСЖ (или кооператив), а также профессиональн ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru