Развитие основных институтов государства и усиление центральной власти обусловили кардинальные изменения в военной организации общества. Это потребовало дальнейшей разработки нормативных актов, регулирующих круг служебных обязанностей и персональной ответственности военнослужащих и должностных лиц войска. Происходит формирование законодательства, объединяющего нормы военного и уголовного права, получившего в дальнейшем название военно-уголовного.
Первым таким законодательным актом стал «Устав ратных, пушкарских и других дел, касающихся до военной науки», изданный в 1621 г. Он явился собранием передовых взглядов того времени на устройство армии и ведение боевых действий различными родами войск, управление ими. Центральное место в Уставе было уделено регламентации военной службы, должностных обязанностей и определению воинской дисциплины. В Уставе содержались положения и об ответственности за воинские преступления. Преступления были разделены на две основные категории: нарушения специальных обязанностей военной службы и нарушения общеуголовные, но связанные с исполнением обязанностей военной службы. К первой группе были отнесены: ослушание и неисполнение приказа; самовольное оставление службы; допуск к пушке посторонних лиц; самовольная отлучка от пушки; неимение своей пушки в постоянной готовности к выстрелу; утрата, продажа и небрежное хранение пороха, ядер и прочих боевых припасов; недонесение об известной измене; сношение с лицами, находящимися на неприятельской стороне, без разрешения начальника; пьянство до неспособности исполнять свою должность и др. Ко второй, общеуголовной, группе преступлений были отнесены: разорение мельниц; ограбление церквей и занятие их под квартиры; уход за стан на грабеж или добычу; разорение, грабеж населения и «проление» их крови и др.
Радикальность решаемых в то время военных задач обусловила и непомерную строгость уголовной репрессии, широкое применение смертной казни, которая назначалась даже за совершение таких правонарушений, как самовольная отлучка в непосредственной близости от неприятеля, неимение пушки в постоянной готовности к выстрелу, утрата боевых припасов. Большинство же санкций, что было свойственно для уголовных наказаний того времени, были абсолютно неопределенными (наказание «с нещадною строгостью», «великое и жестокое», «по обстоянию дела», «без пощады» и т. д.).
Особое место в развитии военно-уголовного законодательства принадлежит Соборному уложению царя Алексея Михайловича 1649 г. Наряду с более четкой дифференциацией воинских преступлений в Уложении появляются и элементы системы наказаний как общих, так и воинских. Широко представлены деяния, выражающиеся в уклонении от военной службы (побег со службы, побег с ратного поля, пособничество в побеге), общеуголовные преступления против мирного населения и сослуживцев (изнасилование, убийство, нанесение побоев, кража, грабеж и др.). Были установлены более конкретизированные наказания. Наряду со смертной казнью впервые в качестве уголовного наказания законодательно закрепляется лишение свободы, исполнение которого предусматривалось в нескольких видах. Широкое распространение получают телесные наказания (отсечение руки, ноги, уха, носа и т. д.). В качестве уголовного наказания предусматривались конфискация имущества и денежные взыскания.
Учреждение регулярной армии, выработка новых принципов военного искусства явились основными объективными причинами, потребовавшими активного развития военного и военно-уголовного законодательства. Эти процессы были связаны с военными реформами Петра I. Армию необходимо было обучить, воспитать, организовать ее управление и руководство, определить обязанности солдат и офицеров, подчиненных и начальников, установить основания, пределы и виды ответственности за нарушение данных обязанностей. В основу создания новой регулярной армии по западно-европейскому образцу были положены всеобщая воинская повин-ность, централизованное руководство и единоначалие, жесточайшая воинская дисциплина, что потребовало разработки правовых средств решения указанных задач.
Уже в 1701-1702 гг. издается «Уложение, или право воинского поведения генералов, средних и меньших чинов и рядовых солдат», а в 1706 г. — «Краткий артикул». В них в целом сохранялись прежние военно-уголовные нормы, предусматривающие ответственность за уклонение от военной службы, преступления против воинской подчиненности (неповиновение, оскорбление начальника, должностные преступления, клятвопреступления, преступления против военного имущества, преступления против порядка несения специальных служб (отлучка с поста, сон и пьянство на посту), преступления против местных жителей, половой нравственности и другие. Указанные законоположения ужесточали наказания, среди которых широкое применение получали смертная казнь, членовредительские наказания (отсечение ноги, руки, уха, носа и т. д.), каторга. Предусматривались и другие, более мягкие наказания, например, разжалование в рядовые, вычеты из жалованья, «употребление начальников на службу за рядового» и др.
Стороны в договоре, их права и обязанности
В роли заказчика в договоре на выполнение проектных и изыскательских работ вправе выступать любо юридическое либо физическое лицо. Напротив, возможность участия в качестве подрядчика ограничена. Принимать на себя обязанности проектировщика (изыскателя) могут лишь субъекты, имеющие лишь специальную ...
Риски в договоре подряда
Особое место при характеристике договора подряда в до и послереволюционном законодательстве занимало урегулирование вопроса о распределении между сторонами рисков различного рода, и прежде всего риска случайной гибели предмета договора. Согласно ст. 705 ГК риск случайной гибели или случайного повре ...
Анализ зарубежного и российского опыта развития ТСЖ
Государства бывшего социалистического лагеря практически в одно время решали вопросы приватизации государственного многоквартирного жилищного фонда и реформирования административно-централизованной системы управления и обслуживания жилья. Необходимость реформирования системы управления связана с те ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).