Право и закон » Воинские преступления - сравнительно-правовой анализ » Становление дореволюционного военно-уголовного законодательства России

Становление дореволюционного военно-уголовного законодательства России

Страница 4

Однако уже в то время появляются такие виды наказаний, многие из которых можно отнести по своему характеру к современным: ссылка, лишение свободы, публичное извинение, лишение звания, изгнание со службы, арест, политическая смерть, пользование офицера в качестве рядового. Были распространены и имущественные наказания : денежный штраф и возмещение убытков, конфискация части или всего имущества, вычет из жалованья в течение определенного времени.

Анализ положений Артикула показывает, что была введена сословная и персональная подсудность, последняя из которых существовала до недавнего времени. К тому же, к солдатам за деяния, аналогичные совершенным офицерами, применялись в основном более жестокие виды наказаний.

«Артикул воинский» заложил основу военно-уголовного законодательства России и явился прогрессивным шагом в процессе кодификации и унификации как уголовного права в целом, так и уголовного наказания, в частности. Была сформулирована система уголовно-правовых норм, предусматривающая ответственность военнослужащих за совершение ими преступлений. Эта система впоследствии существенному пересмотру не подвергалась, а лишь изменялась по некоторым видам преступлений и наказаний.

«Артикул воинский» Петра I был призван способствовать царю в решении стоящих перед государством военно-политических задач и выполнял сугубо служебную функцию. Артикул нельзя назвать уголовным законом, выражающим волю народа. Он принимался царем-самодержцем и служил ему и к тому же имел ряд существенных недостатков, поскольку его отличительными свойствами наказаний были:

а)отсутствие индивидуализации наказания, в силу чего нередко карались близкие родственники преступника;

б)крайняя неопределенность законодательных формулировок, в силу чего невозможно было определить вид наказания (например, «под опасением жестокого наказания», «под опасением государева гнева и жестокого наказания», «быть в казни» — Устав воинский, артикул 78);

в)отсутствие равенства всех перед законом (нижние чины могли быть подвергнуты любому наказанию, а в отношении высших чинов телесные повреждения не применялись);

г) мучительность уголовных наказаний и абсолютизация исключительной меры наказания — смертной казни. Так, из 209 артикулов Устава воинского 122 предусматривали смертную казнь. В них были определены крайне мучительные виды смертной казни.

Свои собственные взгляды на цели и задачи военно-уголовного законнодательства имела императрица Екатерина II. В ее царствование впервые была предусмотрена политика создания общего, единого уголовного уложения «на началах разумного и естественного права».

В конце XVIII в. уголовное право находилось в состоянии обновления. Общеуголовные законы были в значительной мере мягче, чем артикулы. Поэтому при принятии нового Уголовного Уложения императором Александром I были ограничены виды смертной казни и телесных наказаний. Смертная казнь была установлена двух видов: повешение или отсечение головы. Указы 1802 и 1808 гг. закрепили употребление в судебных приговорах выражений «наказать жестоко» или «нещадно», а в 1830 г. наказание кнутом было ограничено 50 ударами. К этому же периоду относится идея создания воинских дисциплинарных частей, которые впоследствии стали местом исполнения распространенного специфического воинского наказания. При этом основные начала, на которых базировались и продолжают базироваться дисциплинарные части, были:

—сравнительная краткосрочность содержания в этих подразделениях (до 3 лет) военнослужащих с тем, чтобы не отрывать их на длительный срок от армии и флота;

— более строгий, чем в армии, режим, соединяющий как порядок военной службы, так и факторы места лишения свободы одновременно;

—воинское обучение и воспитание непосредственно в месте заключения, направленное на приучение содержащегося лица к требованиям военной службы, подчиненности и чинопочитания, т. е. к воинскому порядку;

—тесная связь с армией, культивирование этой связи, а также осознание заключенным того, что во время исправительного воздействия он продолжает находиться на службе, предусматривающей особые воинские обязанности и ответственность;

—отсутствие позорящих карательных последствий рассматриваемого наказания, которые бы ограничили политический, гражданский или военно-правовой статус и лишили наказанного возможности продолжить службу и иметь воинское звание.

Промежуточным законом между уголовным законодательством феодальной и буржуазной России явилось Уложение 1845 г., в котором были сделаны первые попытки русского уголовного права отойти от свода законов к кодексу (от простого перечня в законе уголовно наказуемых деяний к применению универсальных норм уголовного права, т. е. делению закона на общую и особенную части).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Особенности принятия федеральных конституционных законов
Существуют особенности рассмотрения Государственной Думой и Советом Федерации федеральных конституционных законов. В соответствии со ст. 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством, не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Сове ...

Анализ правового регулирования расчетов перерасчетов и индексации пенсии по инвалидности
Перерасчет пенсии – это изменение размера пенсии в связи с представлением новых документов, изменением обстоятельств, от которых зависит этот размер. Индексация пенсий – это увеличение размера пенсионных выплат в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Пенсия по инвалидности назначается на основа ...

Гражданское общество: понятие, признаки, составные элементы
Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние "здоровья" социального организма и необходимые направления его самосовершенствования. Рассмотрим эти призна ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru