Система федеральных судов

Страница 4

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная кол­легия по уголовным делам краевого, областного, городского су­да, суда автономной области и суда автономного округа рас­сматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь от­крывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Таким образом, краевые (областные) и равные им суды, осуществляя при отправлении правосудия задачи, которые поставлены перед судами общей юрисдикции, являются судами, находящимися по судебной иерархии между районными судами и Верховным судом РФ. Поэтому их вполне обоснованно иногда называют судами среднего звена судебной системы общей юрисдикции.

Районный суд

Основным звеном судов общей юрисдикции являются рай­онные, городские суды. Каж­дый из них осуществляет судебную власть на соответствую­щей территории, что позволяет полнее удовлетворить потреб­ности граждaн; организаций при обращениях за судебной за­щитой своих прав и законных интересов. Районный суд в пределах своей компетенции: рассматривает дела в качестве суда первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции, осуществляет и другие полномочия; является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям соответствующего судеб­ного района; разрешает процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора и возобновлением гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам; рассматривает жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников и законных представителей по поводу закон­ности и обоснованности применения данной меры и ее продления; выносит решения о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивании телефонных переговоров и обыске органами, осуществляющими опера­тивно-розыскную деятельность и предварительное рассле­дование; обобщает судебную практику и анализирует судебную статистику.

Районный суд состоит из судей и народных заседателей. В зависимости от объема работы районного суда – количества гражданских, уголовных, административных и других дел с жалобами и представлениями, поступающими для рассмотрения, - определяется число судей и народных заседателей в данном суде. При небольшом объеме работы в районном суде имеется один судья, он же является председателем суда. Но в большинстве судов несколько судей. Для работы в составе с одним судьей избирается 70-75 народных заседателей. Народные заседатели: при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи; независимы и подчиняются только закону. Рассмотрение гражданских и уголовных дел в районных, городских, межмуниципальных народных судах осуществля­ется коллегиально с участием народных заседателей или еди­нолично судей.

В крупных судах предусмотрены две канцелярии: по гра­жданским и по уголовным делам; в небольших районах пре­дусматриваются один судья, секретарь суда, секретарь судеб­ного заседания. Весь объем работы в канцелярии выполняется делопроизводителями канцелярии и секретарями суда.

Народные судьи: лица, наделенные в конституционном порядке полномо­чиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязан­ности на профессиональной основе; впервые назначаются сроком на три года, а по истечении его могут быть назначены без ограничения срока их пол­номочий. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Судьи, впервые избранные на должность, приносят в тор­жественной обстановке присягу. Назначение на должность народного судьи, прекращение или приостановление его полномочий осуществляется в строгом соответствии с законом. Количество народных судей для каждого суда устанавли­вается правовыми актами органа исполнительной власти соот­ветствующего субъекта Федерации.

Народные суды (районные, городские, межмуниципальные) являются низовым звеном судебной системы судов. Рассмотрение подавляющего большинства гражданских и уголовных дел и близость к населению дают основания считать районный суд в настоящее время основным звеном судов общей юрисдикции.

Военные суды

В соответствии с п. 3 ст. 4 ФКЗ РФ “О судебной системе Рос­сийской Федерации” в систему федеральных судов общей юрис­дикции входят также военные суды. В соответствии с п. 4 ст. 13 указанного Закона судьи военных судов назначаются на долж­ность Президентом РФ по представлению Председателя Верхов­ного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Председатели военных судов и их за­местители назначаются на должность Президентом РФ по пред­ставлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 22 “Военные суды” указанного За­кона военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Понятие электронной цифровой подписи и ее юридическая значимость
Принятый 10 января 2001 года Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи» закрепил правовую основу применения электронно-цифровой подписи, а так же ее понятие. Статья 1 ФЗ прямо свидетельствует о том, что целью принятия данного Закона «является обеспечение правовых условий использования элек ...

Отличие похищения человека от захвата заложников
Российское уголовное законодательство содержит составы преступлений против личной свободы, имеющие не только один и тот же непосредственный объект посягательства - свободу человека, но и сходные объективные стороны. Речь идет о ст. ст. 126 и 206 УК РФ "Похищение человека" и "Захват з ...

Понятие и виды соучастников
Соучастниками называются лица, объединившиеся для совместного участия в совершении умышленного преступления. Уголовный кодекс РФ выделяет четыре вида соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник (ч. 1 ст. 33). Все они отличаются друг от друга формами и характером участия в прест ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru