Право и закон » Охрана труда женщин и несовершеннолетних » Гарантии охраны труда женщин и несовершеннолетних

Гарантии охраны труда женщин и несовершеннолетних

Страница 2

Объектом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде являются трудовые права человека (как индивидуальные, так и коллективные).

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется в двух формах: в форме надзора и в форме контроля. В юридической литературе нет единообразного толкования понятий "надзор" и "контроль". Некоторые учёные склоняются к тому, что особых различий между надзором и контролем не существует. На наш взгляд, с данной точки зрения трудно согласиться. Контролю присуща та особенность, что он не ограничивается кругом вопросов, связанных с соблюдением обязательных предписаний, законов и других нормативных актов. Органы контроля интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно использованы все предоставленные ему полномочия. Основная задача контроля состоит в том, чтобы улучшить состояние законности на подконтрольных объектах за счёт наиболее целесообразного применения правовых норм, принятия реальных мер по устранению как выявленных нарушений, так и их причин. По мере усиления договорных методов в регулировании трудовых отношений появляется реальная возможность принимать в рамках действующего законодательства наиболее эффективные решения. В связи с этим повышается ответственность нанимателей не только за законность, но и за целесообразность, эффективность принятых решений.

По мнению Г.Б. Шишко, "контроль - это деятельность государственных органов и общественных организаций, направленная на проверку соблюдения и исполнения, выявление случаев нарушения правовых норм". Отметим, что контроль, так же как и надзор, связан с применением соответствующих властных полномочий (возможности применения санкций), без которых надзор и контроль теряют всякий смысл.

Таким образом, контроль - составная часть управленческой деятельности, сущность которой заключается в проверке соответствия деятельности субъектов предписаниям нормативных актов, в оценке её не только с точки зрения законности, но и целесообразности, эффективности.

Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов. Полномочия органов при осуществлении надзора сводятся к требованиям устранить нарушения закона. Обнаружив нарушение, органы, осуществляющие надзорную деятельность, добиваются их устранения, применения к виновным лицам мер воздействия или привлечения правонарушителей к ответственности.

Цель надзора является проверка соблюдения норм трудового права не по каждому конкретному случаю, а в целом по организации, тогда как при контроле преследуется цель восстановления нарушенного права того или иного работника.

В соответствии со статьей 462 ТК надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля. В действующих нормативных актах эти термины употребляются в неразрывном единстве, чем подчёркивается общность целей и задач, стоящих перед соответствующими органами. Различия между органами надзора и контроля проявляются в основном в компетенции, функциях, осуществляемых ими, в методах выявления нарушений и способах реагирования на них. Таким образом, система органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде - это единый механизм. Систему органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, образуют специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля, а также республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им организаций. Их единственное назначение - обеспечение соблюдения законодательства о труде. При этом трудовое законодательство, определяя систему органов надзора и контроля в сфере трудовых отношений, не уточняя, какие органы осуществляют надзор, а какие - контроль. Также в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" и Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. №332 " О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" контрольно (надзорную) деятельности в соблюдение законодательства о труде осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Департамент государственной инспекции труда и его территориальные подразделения .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Проблемы судебного доказывания прекращение поручительства
Гражданское законодательство в статье 364 ГК РФ дает право поручителю возражать против предъявленных ему требований. В юридической практике возникают единичные ситуации, которые позволяют поручителю в суде попытаться оспорить те или иные положения кредитного договора и договора поручительства, опир ...

Полномочия апелляционной инстанции арбитражного суда
Дело рассматривается коллегиальным составом профессиональных судей. Участие арбитражных заседателей не допускается. Рассмотрение дела происходит по правилам, которые установлены для суда первой инстанции, с некоторым особенностями, содержащимися в гл.34 АПК. Для апелляционной инстанции, в отличие о ...

Военно-уголовное законодательство современной России
Принятый в 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации в главе 33 предусматривает ответственность за преступления против военной службы и имеет некоторые особенности по сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством (глава 12 УК РСФСР). Воинские преступления по новому УК получили наи ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru