Например, в 2011 году в ходе осуществления надзора государственными инспекторами труда Департамента пресечено свыше 116 тыс. нарушений законодательства о труде и об охране труда, за которые к административной ответственности в виде штрафов привлечено свыше 5,8 тыс. должностных лиц и свыше 1,8 тыс. работодателей на общую сумму 3,7 млрд. рублей, на основании материалов государственных инспекторов труда Департамента привлечены к дисциплинарной ответственности свыше 5,4 тыс. должностных лиц, из них освобождено от работы 226 человек. Из-за угрозы жизни и здоровью работников приостанавливалась (запрещалась) работа 23 проверяемых субъектов, 164 цехов и производственных участков, а также 4200 единиц станков, машин, механизмов и другого производственного оборудования. В результате восстановления нарушенных прав работникам выплачено 766,6 млн. рублей .
Таким образом, привлечение к административной ответственности является наиболее оперативным видом наказания за правонарушения в сфере трудовых правоотношений.
За наиболее грубые нарушения законодательства о труде, повлёкшие тяжкие последствия, например увечье или смерть работника, предусмотрена уголовная ответственность. К нормам, регламентирующим эту ответственность, относятся статья 199 "Нарушение законодательства о труде" и статья 306 "Нарушение правил охраны труда" Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Статья 199 предусматривает уголовную ответственность за:
необоснованный отказ в приёме на работу или увольнение женщины по мотивам её беременности;
заведомо незаконное увольнение лица с работы.
Нормы данной статьи корреспондируются с нормой статьи 268 Трудового кодекса Республики Беларусь, согласно которой запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью.
Точность формулировок правовых норм во многом определяет их эффективность. Так, встречаются отдельные нормы, диспозиция которых чётко не охватывает всех возможных вариантов поведения. В частности часть 1 статьи 268 ТК Республики Беларусь, запрещающую отказывать женщинам в заключении трудового договора… по мотивам, связанным с беременностью. Цель данной нормы - охрана интересов матери, содействие преодолению противоречий между экономическими интересами конкретного нанимателя и интересами общества.
Отказы в приёме на работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, встречаются, отказывая в приёме на работу указанным категориям женщин, наниматели ссылаются, естественно, на совершенно иные мотивы (отсутствие вакантных должностей, недостаточную квалификацию и т.д.). По существу сама диспозиция статьи 268 ТК, запрещающая отказывать в приёме на работу женщинам именно по причине их беременности или наличия детей в возрасте до трёх лет, как бы ориентирует нанимателя на возможность таких отказов по иным мотивам. По нашему мнению, существующая правовая норма имеет дефект, позволяющий уклониться от выполнения правового предписания. В связи с этим представляется необходимым использование иных правовых форм, призванных обеспечить достижение желаемой цели. Например, было бы целесообразно подкрепить запрет отказа в приёме на работу беременной женщине или женщине, имеющей детей в возрасте до трёх лет, следующим правилом:
"При приёме на работу беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трёх лет, при прочих равных условиях должно быть оказано предпочтение". Вероятно, что указанное правило, предоставляя женщинам в определённых ситуациях конкретные права, в значительно большей мере способствует охране интересов матери и ребёнка.
Согласно статье 226 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан обеспечить охрану труда работников. За нарушение правил охраны труда для нанимателя наступает в том числе и уголовная ответственность.
Следующий вид ответственности - материальная ответственность. В трудовом праве она является двусторонней, поскольку включает не только материальную ответственность работника перед нанимателем, но и материальную ответственность другой стороны трудового договора - нанимателя за ущерб, причинённый работнику. Наниматель отвечает за вред, причинённый работнику увечьем, профессиональным заболеванием, иным повреждением здоровья при условии, что эти негативные факты связаны с исполнением трудовых обязанностей
В соответствии с пунктом 139 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 272-3 "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь" глава 38 "Ответственность нанимателей за вред, причинённый жизни и здоровью работников, связанный с исполнением ими своих трудовых обязанностей" из Трудового кодекса исключена. На наш взгляд, это неоправданно. Принимая во внимание двусторонний характер такого института трудового права, как материальная ответственность, непонятно и нелогично, почему в основополагающем нормативном правовом акте трудового законодательства есть глава, посвящённая материальной ответственности работников за ущерб, причинённый нанимателю при исполнении трудовых обязанностей, и отсутствует глава о материальной ответственности нанимателей за вред, причинённый жизни и здоровью работников.
Понятие судебной системы
Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет только суд (ст. 1 Закона о судебной системе). Понятие «суд» применяется в различных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее учреждение, и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т. ...
Понятие "государство"
Государство — это особая форма организации общества, обладающая определенными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определенный порядок взаимоотношений между членами общества, установленная на определенной территории, и вовлекающая в свою деятельность все населен ...
Особенности рассмотрения предложений о поправках к
Конституции
Процедуре рассмотрения предложений о поправках к Конституции посвящена гл. 16 Регламента Государственной Думы. Особое внимание следует обратить на перечень субъектов, обладающих правом внесения подобных предложений. Он существенно отличается от круга лиц, обладающих правом законодательной инициатив ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).