Вместо предлагаемого широкого участия нотариусов в регистрации прав их место в настоящее время занимают риэлтеры - предприниматели, осуществляющие сделки с недвижимым имуществом. Это, как правило - не юристы, движимые единственным стремлением к максимальной прибыли. Их ответственность перед гражданами - участниками сделок с недвижимостью несопоставима с той, которую несли бы на их месте нотариусы. Вопрос лишь в том, насколько доступны для рядового гражданина услуги нотариуса.
Помимо желательного расширения участия нотариусов, действующих от лица заявителей в процедурах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, действия риэлтеров и риэлторских фирм могли бы более активно контролироваться государством. Можно, например, ввести их обязательную аккредитацию Росреестром, либо обязать действовать в части подготовки документов и прохождения процедур государственной регистрации через посредство самих органов Росреестра и находящихся в его ведении федеральных бюджетных учреждений.
Так, согласно п.2 ст.9 Федерального закона № 122-ФЗ, полномочия органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на основании решений органов Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. Наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями государственные бюджетные учреждения считаются органами, осуществляющими государственную регистрацию прав.
Следует также заметить, что роль посредника между заявителями и органами Рорсреестра, могут выступать сами эти органы, коль скоро в своем сегодняшнем виде они обладают всей полнотой информации о недвижимом имуществе и являются юридическими лицами, способными участвовать в гражданском обороте. Однако это вряд ли целесообразно, поскольку смешение государственных функций и полномочий гражданского-правового характера, как правило, влечет за собой негативные последствия. Здесь использование формы государственных бюджетных учреждений, наделенных в соответствии с законом полномочиями органов по регистрации прав более приемлемо.
Федеральным законом № 210-ФЗ наиболее перспективной формой оказания государственных услуг определены многофункциональные центры. В них полностью реализуется принцип "одного окна", а сам МФЦ по сути является посредником между заявителями и другими органами и организациями, участвующими в осуществлении государственных функций (услуг), включая и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В настоящее время сеть МФЦ постоянно расширяется, как и объем предоставляемых на их базе услуг. При этом требования к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления устанавливаются Правительством РФ. Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах может осуществляться исключительно в электронной форме.
Назрела ситуация, когда участие профессионального, наделенного специальными полномочиями и ответственностью посредника между гражданами и юридическими лицами, действующими в качестве заявителей в процедурах государственной регистрации стало актуальной необходимостью.
Гражданско-правовая ответственность
Гражданско-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства наступает независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Возмещение вреда, причиненного в результате земельного правонарушения, по общему правилу производится добровольно либо по решению суда или арбитр ...
Понятие и система принципов правосудия
Принципы осуществления судебной власти – закрепленные законодательством основные, руководящие положения наиболее общего характера, определяющие организацию и деятельность судов. Принципы правосудия взаимосвязаны и образуют единую систему. Важнейшие принципы правосудия закреплены в Конституции РФ (с ...
Регистрация права на недвижимость как
объективная необходимость гражданского оборота
Регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой новую проблему для права нашей страны. Это признается практически всеми исследователями правового регулирования оборота недвижимого имущества. Однако всякий, кто обратится к истории вопроса, не может не признать относительность такой новиз ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).