Воспитательное воздействие на несовершеннолетних субъектов уголовной ответственности в период действия УК РСФСР 1960 г. обеспечивалось не только законодательным закреплением указанных выше специальных видов освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания. Оно являлось необходимым элементом повседневной правоприменительной практики, имевшей в своем арсенале необходимую нормативную базу (Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних).
В п.16 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда СССР разъяснялось: "Судам необходимо шире привлекать общественность к перевоспитанию и исправлению условно осужденных несовершеннолетних и при наличии ходатайств коллективов трудящихся и общественных организаций передавать их этим организациям или коллективам для перевоспитания и исправления. При рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, которые ранее по приговору суда были переданы на перевоспитание и исправление коллективу или организации, судам необходимо выяснить, какие меры фактически применялись к перевоспитанию таких несовершеннолетних и предупреждению совершения ими нового преступления. При невыполнении коллективом взятых на себя обязательств следует частным определением обратить на это внимание руководителей соответствующих организаций".
В этом постановлении также разъяснялось: "Судам необходимо шире использовать предоставленное им право решать вопрос о необходимости назначения общественного воспитателя несовершеннолетнему при применении к нему принудительных мер воспитательного характера, условного осуждения, отсрочки исполнения приговора или назначения наказания, не связанного с лишением свободы, а также условно-досрочного освобождения от наказания. Обстоятельства и мотивы, положенные в основу такого решения, должны быть изложены в описательной, а принятое решение - в резолютивной части приговора, определения, постановления, копии которых подлежат направлению для исполнения в комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства подростка. Решение о необходимости назначить несовершеннолетнему общественного воспитателя может быть принято и вышестоящим судом при рассмотрении дела в кассационном или надзорном порядке".
Приведенные выше разъяснения Пленума Верховного Суда СССР свидетельствуют о том, что правосудие по делам о преступлениях несовершеннолетних не только располагало механизмами практического решения задачи оказания исправительного воздействия на несовершеннолетних субъектов уголовной ответственности, но и обязано было задействовать эти механизмы в каждом конкретном случае решения юридического дела.
Представляется, что в контексте УК РСФСР 1960 г. и практики его применения по делам о преступлениях несовершеннолетних идея снисхождения присутствовала, но занимала не центральное место. Она выглядела слишком абстрактной по сравнению с теми положениями закона и правоприменительной практики, которыми определялось иное уголовнополитическое направление - практическое решение задачи специального предупреждения.
Право на обращение в суд кассационной инстанции и порядок его реализации
Право на обращение в суд кассационной инстанции и порядок его реализации регулируется главой 41 Гражданского процессуального кодекса. Право кассационного обжалования - это право на возбуждение деятельности суда кассационной инстанции по проверке законности судебного постановления, вступившего в зак ...
Порядок усыновления
Новое семейное законодательство существенно изменило порядок усыновления. Лица, желающие усыновить ребенка должны обратиться в орган опеки и попечительства (отдел образования или иную службу, на которую возложены функции по охране прав детей) по месту своего жительства, чтобы получить заключение о ...
Содержание и исполнение договора государственного контракта на выполнение
подрядных работ для государственных нужд
Говоря о содержании государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, не следует забывать о том, что в соответствии с п. 1 ст. 763 ГК предмет государственного контракта могут составлять подрядные строительные работы (ст. 740 ГК) и (или) проектные и изыскательные раб ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).