Историко-правовые основы назначения уголовного наказания несовершеннолетним

Страница 9

Воспитательное воздействие на несовершеннолетних субъектов уголовной ответственности в период действия УК РСФСР 1960 г. обеспечивалось не только законодательным закреплением указанных выше специальных видов освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания. Оно являлось необходимым элементом повседневной правоприменительной практики, имевшей в своем арсенале необходимую нормативную базу (Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних).

В п.16 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда СССР разъяснялось: "Судам необходимо шире привлекать общественность к перевоспитанию и исправлению условно осужденных несовершеннолетних и при наличии ходатайств коллективов трудящихся и общественных организаций передавать их этим организациям или коллективам для перевоспитания и исправления. При рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, которые ранее по приговору суда были переданы на перевоспитание и исправление коллективу или организации, судам необходимо выяснить, какие меры фактически применялись к перевоспитанию таких несовершеннолетних и предупреждению совершения ими нового преступления. При невыполнении коллективом взятых на себя обязательств следует частным определением обратить на это внимание руководителей соответствующих организаций".

В этом постановлении также разъяснялось: "Судам необходимо шире использовать предоставленное им право решать вопрос о необходимости назначения общественного воспитателя несовершеннолетнему при применении к нему принудительных мер воспитательного характера, условного осуждения, отсрочки исполнения приговора или назначения наказания, не связанного с лишением свободы, а также условно-досрочного освобождения от наказания. Обстоятельства и мотивы, положенные в основу такого решения, должны быть изложены в описательной, а принятое решение - в резолютивной части приговора, определения, постановления, копии которых подлежат направлению для исполнения в комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства подростка. Решение о необходимости назначить несовершеннолетнему общественного воспитателя может быть принято и вышестоящим судом при рассмотрении дела в кассационном или надзорном порядке".

Приведенные выше разъяснения Пленума Верховного Суда СССР свидетельствуют о том, что правосудие по делам о преступлениях несовершеннолетних не только располагало механизмами практического решения задачи оказания исправительного воздействия на несовершеннолетних субъектов уголовной ответственности, но и обязано было задействовать эти механизмы в каждом конкретном случае решения юридического дела.

Представляется, что в контексте УК РСФСР 1960 г. и практики его применения по делам о преступлениях несовершеннолетних идея снисхождения присутствовала, но занимала не центральное место. Она выглядела слишком абстрактной по сравнению с теми положениями закона и правоприменительной практики, которыми определялось иное уголовнополитическое направление - практическое решение задачи специального предупреждения.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также:

Особенности проведения отдельных следственных действий на первоначальном этапе расследования
Содержание и последовательность первоначальных следственных действий во многом зависят от типичных следственных ситуаций, сложившихся в начале расследования. Одним из самых важных следственных действий, проводимых в целях получения информации о расследуемом разбое, является осмотр места происшестви ...

Методика расследования убийств
Планирование расследования. На начальном этапе план зачастую состоит лишь из перечня следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Из числа типичных выбираются и конструируются наиболее вероятные общие версии. Развернутый план расследования составляется на базе уже полученных доказатель ...

Участие населения в деятельности местного самоуправления как форма его осуществления
Население муниципальных образований также обладает правом принимать участие в деятельности органов местного самоуправления, а не только делегировать свои полномочия. Прежде всего, это предполагает правотворческую инициативу граждан (ст. 26 Закона "Об общих принципах организации местного самоуп ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru