Свобода судейского усмотрения в вопросе об уголовно-правовых последствиях указанных в законе деликтов, совершенных лицами в возрасте от 12 лет, свидетельствует о том, что законодатель, расширив сферу карательного принуждения по субъектному признаку, отказался от дифференциации ответственности несовершеннолетних субъектов. Он перевел решение политического вопроса в практическую плоскость решения юридического дела, не обнаруживая при этом политического интереса к либерализации ответственности несовершеннолетних субъектов, не проявляя снисхождения к ним. Поэтому не случайно в статьях УК РСФСР 1926 г., касающихся уголовной ответственности лиц, достигших 12 лет, указывалось, что эти лица подлежат уголовному суду с применением всех мер наказания.
Две из них не имеют уголовно-политического значения, так как включают положения о содержании или ординарных порядках применения мер социальной защиты. Так, согласно ст.251 УК, "мерами социальной защиты медико-педагогического характера являются: а) отдача несовершеннолетнего на попечение родителей, родственников, если таковые имеют возможность его содержать, или иных лиц или учреждений; б) помещение в специальное лечебно-воспитательное заведение". В соответствии со ст.26 УК "меры социальной защиты медико-педагогического и медицинского характера могут применяться судом, если он признает несоответствующим данному случаю применение мер социальной защиты судебно-исправительного характера, а равно и в дополнение к последним, если притом меры социальной зашиты медико-педагогического и медицинского характера не были применены соответствующими органами до судебного разбирательства".
Третья (ст.57 УК) содержала положение, аналогичное тому, которое предусматривалось ст.56 УК РСФСР 1922 г. и было охарактеризовано как пример произвола власти, при котором несовершеннолетний осужденный, не обладая статусом особого субъекта ответственности, выступает в роли бесправного объекта целесообразного карательного воздействия. Так, согласно ст.57 УК РСФСР 1926 г. "несовершеннолетние, приговоренные к лишению свободы и помещенные в трудовые дома для несовершеннолетних, остаются там впредь до исправления, однако не долее достижения ими восемнадцатилетнего возраста. Если к моменту достижения ими этого возраста они еще не отбудут назначенного приговором суда срока лишения свободы, они могут быть досрочно освобождены. Несовершеннолетние, в отношении которых досрочное освобождение будет признано невозможным, остаются в тех же трудовых домах или переводятся в другие трудовые дома или колонии на основании Исправительно-трудового кодекса РСФСР".
Предусмотренная этой статьей возможность условно-досрочного освобождения лица, достигшего совершеннолетия, не умаляет означенного произвола, поскольку осужденный освобождался от частичного отбывания не назначенной судом меры социальной защиты судебно-исправительного характера (в виде лишения свободы), а той меры социальной защиты, которую он отбывал за пределами срока, определенного обвинительным приговором суда. Как уже отмечалось, это положение не противоречило концепции мер социальной защиты и имело под собой серьезные уголовно-политические основания.
Проблемы дискреционного исполнения
По этому пункту мы рассмотрим некоторые наиболее неразрешимые проблемы, связанные с исполнением. Бывает, что суды с некоторым предубеждением относятся к иностранным правообладателям и неохотно используют свои полномочия по исполнению. Как мы еще неоднократно будем отмечать далее, во многих случаях ...
Субъектный состав наследственных правоотношений
При определении кто является субъектами наследственных правоотношений, нет четких позиций. Суханов отмечает, что "субъектами наследственного правоотношения являются наследодатель и наследники." Сергеев и Толстой считают, что наследодатель субъектом наследственного правоотношения не являет ...
Основания, цели и задачи участия прокурора в
гражданском процессе
«Среди различных функций прокуратуры, особое место занимает ее участие в рассмотрении судами гражданских дел. Своеобразие этой функции заключается в том, что прокуратура не осуществляет надзора за судебной деятельностью и, не покушаясь на самостоятельность, независимость, объективность судебной вла ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).